Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Сельское сознание отторгает современное телевидение

Сельское сознание отторгает современное телевидение

Развитие новых медиа в сельской местности, в частности спутникового телевидения, не влечет за собой автоматическую трансформацию сознания местных жителей и не влияет на их жизненный уклад. Исследование «Трансформация медиапотребления в российской глубинке при переходе на цифровое вещание»

Исследование Лаборатории медиаисследований, проведенное в рамках Программы фундаментальных исследований ВШЭ, приходит к выводу, что в глубинке люди воспринимают телевидение как абстрагированное от действительности, рисующее сказку, а не отражающее реалии знакомой им жизни.

Телевидение – чуть ли не единственный способ проведения досуга для многих сельчан, но сельский телезритель, как показывает исследование, часто настроен безразлично по отношению к тому, что вещают с современного телеэкрана. Исследование, цель которого выяснить, как новые медиа модернизируют сознание сельской аудитории, а также насколько меняют ее быт, в июне 2012 года провели преподаватели факультета медиакоммуникаций ВШЭ Илья Кирия, Сергей Давыдов, Анна Новикова совместно с группой студентов факультета медиакоммуникаций. География исследования: Угорское сельское поселение Мантуровского района Костромской области, которое находится примерно в 600 км от Москвы и 300 км от Костромы. Общее постоянное население исследуемых сел – не более 500 человек. Ближайший населенный пункт – Мантурово, где проживает около 15 тыс. человек. В опросах приняли участие 106 человек из более 30 домохозяйств.

Как отметили авторы, представляя итоги своего исследования в ВШЭ, в фокусе внимания были, прежде всего, потребители платного спутникового телевидения, также анализировалась специфика потребления интернета и мобильных коммуникаций. В основе методики исследования, – глубинные интервью с членами домашних хозяйств, где есть спутниковое телевидение, анкетирование, наблюдение.

Многие семьи в исследуемых селах имеют спутниковое телевидение. Семьи стараются обзавестись «тарелками» самостоятельно, а пожилым сельчанам их покупают дети.

В ходе исследования домохозяйства были поделены на три категории: низкий социокультурный статус, средний и высокий. Деление происходило не по критерию материальных доходов, а, в первую очередь, по характеру бытовой обустроенности и присутствию предметов, свидетельствующих о развитии культурного кругозора жильцов – книг, аудиотеки, видеотеки. Представители низкого социокультурного статуса, чаще всего – люди пожилого возраста, их интерьеры типичны для советской деревни: старая мебель, старые обои или крашеные стены. Книг представители этой группы почти не читают, часто по причине возраста, а телевидение – единственный способ заполнения досуга. Представители среднего социокультурного статуса плохо поддаются типологизации. Это могут быть люди разных возрастов, в их домах часто есть современная техника, но в быту присутствует беспорядок.

Для группы высокого социокультурного статуса характерно стремление обустроить быт по-городскому. В их домах, как правило, есть аудиотеки, библиотеки, видеотеки. Среди представителей этой группы встречаются бывшие городские жители, переехавшие в деревню.

«Все эти каналы не рассчитаны на деревенского жителя вообще»

Тем не менее, в ходе исследования выяснилось, что различий в восприятии телевидения между представителями трех групп практически нет, как и автоматической трансформации сознания сельчан под влиянием новых медиа. Подавляющее большинство местных жителей не интересуется политикой и не верит телепрограммам. Среди сельчан распространено недоверие к новостным программам, отстраненность изображаемой в них реальности, и интерес исключительно к прогнозам погоды, следующим за новостными сводками.

«Смотрю, там после каждого выпуска передают погоду, а мы все на небо глядим, потому что скоро сенокос начнется, надо косить», – говорит 61-летний респондент из группы низкого социокультурного статуса в ответ на вопрос о просмотре новостных программ. «Я бы вам сказала, хватает мне информации или не хватает, если бы была необходимость это знать. Мне это не нужно, если честно», – отвечает 36-летняя респондентка, отнесенная к высокому социокультурному статусу.

Примерно такое же отношение и к публицистическим программам, которые сельчанам, как и новости, кажутся отстраненными от обсуждаемой реальности и пустой тратой времени – как с точки зрения их просмотра, так и заполнения ими телевизионного эфира. «Чего нам еще куда-то вникать. Лишь бы нам было хорошо, лишь бы нас, как говорится, не прижимали. Ни налогами, ничем... Мы как-нибудь выкрутимся, проживем», – говорит 39-летний респондент.

Как отметил Илья Кирия, сельчанам чужды передачи, в которых присутствует полемика, разные мнения. Вероятно, это пережиток советского прошлого, по которому сельчане, считающие, что жизнь сегодня стала опаснее, сложнее, что деревня вымирает и не является перспективой для их собственных детей, дружно ностальгируют.

Об этой ностальгии свидетельствуют ответы относительно советских фильмов, которые однозначно положительно воспринимают во всех группах. «То ли дело вот раньше посмотришь… «Москва слезам не верит»... Смотришь и любо смотреть, не один раз посмотришь. А теперь только стреляют да убивают», – говорит 59-летний респондент из группы низкого социо-культурного статуса. «Старое кино, в них жизненно все», – говорит 38-летний респондент из группы среднего социо-культурного статуса.

Авторы исследования констатируют, что для современных сельчан интересны советские фильмы, прежде всего, потому, что в них присутствует отражение сельской жизни в отличие от современного кино, которое для респондентов абстрактно, как и новости с публицистикой. На вопросы о том, что раздражает на современном телеэкране, сельчане указывают на показ насилия, жестокости, эксплуатацию секса и чуждый деревенскому образ жизни. «Все эти каналы не рассчитаны на деревенского жителя вообще», – считает 60-летний респондент.

Исследование подтверждает, что несмотря на большой выбор телеканалов разнообразие предпочтений заметно не увеличилось, многие по-прежнему отдают предпочтение Первому каналу, России-1. К этому набору добавилась «Звезда». Из нишевых каналов чаще упоминаются «Охота и рыбалка», «Дом кино», «Карусель».

Таким образом, новые медиа в соответствии с предварительными результатами исследования, пока кардинально не повлияли ни на сознание, ни на быт сельчан. Они не готовы, например, подстраивать свои графики под сетку телевещания, а, наоборот, подстраивают выбор телеканалов и телепередач под свой быт и собственную картину мира. Интересно, что сельчане на запоминают ведущих и журналистов. «Послания» ТВ, как говорится в исследовании, для них обезличены. Исключение составляет Андрей Малахов.

Интернет пришел в деревню…

Он-лайн медиа для современного городского жителя часто становятся альтернативой телевидению, но это почти не касается сельских жителей, несмотря на то, что многие семьи давно обзавелись компьютерами и выходом в интернет. Но интернет они используют, в основном, как справочник, средство общения, а также в образовательных целях – компьютеры в селах есть практически во всех семьях, воспитывающих детей.

«Интернет у нас дома, жена там в Одноклассники залазит, у детей там игры закачаны, мне там делать нечего, я поэтому там ничего не понимаю и не вникаю», – говорит 39-летний респондент. Основными препятствиями для развития интернета в селе, как отмечается в исследовании, являются низкая компьютерная грамотность, а также медленная скорость соединения.

Что с молодыми?

Во время презентации исследования возникли вопросы относительно того, как новые медиа повлияли на молодежь до 25-30 лет, которая практически не представлена в опросах. Авторы исследования отметили, что данная возрастная категория в охваченных опросами селах малочисленна, а те ответы от молодых, которые были все-таки получены, мало отличаются от ответов старших односельчан. Между тем, трансформация сознания молодых людей под влиянием новых медиа – один из ключевых вопросов, поскольку молодежь свободна от ностальгии по советскому времени, и, как правило, наиболее продвинута в плане использования современных технологий.

Как сообщили авторы, вероятно, пробел может быть восполнен в ходе следующего подобного полевого исследования, которое планируется провести в Ростовской области.

 

Автор текста:Селина Марина Владимировна,18 января, 2013 г.