Необходимость адаптации существующего режима регулирования авторского права назрела давно. В своем исследовании «Меркантилистский поворот в сфере копирайта» (Copyright’s Mercantilist Turn: Do We Need More Copyright or Less? Tulane Public Law Research Paper No. 12-20). Профессор права Тулейнского университета Глинн Ланни (Glynn S. Lunney) анализирует позицию сторонников ужесточения регулирования авторских прав. Принятие таких законов, как SOPA и PIPA, по их мнению, будет способствовать росту доходов в креативной индустрии. Г-н Ланни сомневается в жизнеспособности подобной аргументации – похоже, что за счет ужесточения регулирования копирайта может быть достигнуто лишь то, что государство искусственно перенаправит часть доходов из других отраслей экономики в креативную индустрию. Но вместе с тем, современные цифровые технологии формируют новые механизмы стимулирования творческих личностей к созданию новых культурных ценностей, что подтверждается результатами его эмпирических исследований музыкальной индустрии.
Новые технологии не редко приводили к радикальным преобразованиям разнообразных сфер человеческой жизнедеятельности. Появление первого печатного станка Гуттенберга, а позднее устройств для звуко- и видеозаписи, значительно удешевило процесс копирования и сделало возможным распространение творческих произведений без непосредственного участия их авторов. На ранних этапах развития этих технологий изобретателям удавалось успешно распространять (не бесплатно, впрочем) копии мультимедийного контента без выплаты денежных отчислений их авторам. Например, в конце XIX века активное распространение получили механическое пианино (пианола) и перфоленты, на которые записывались ноты, что позволило массово копировать и распространять музыкальные композиции.
В таких условиях композиторы и издатели партитур рисковали остаться без дохода. Для урегулирования набирающего обороты конфликта было достигнуто выгодное для обеих сторон соглашение. Авторское право стало распространяться на копии произведений и музыканты совместно с издателями партитур получили право на получение дохода с распространяемых копий, а звукозаписывающие компании минимизировали возможность монополизации рынка со стороны издателей партитур и получили гарантированный доступ к музыкальным композициям за определенную плату. Такая модель защиты авторского права действует до сих пор как в музыкальной индустрии, так и в других отраслях креативной индустрии. Существует концепция, по которой такая модель позволяет сократить транзакционные издержки, но она при этом остается нечувствительной к изменениям экономических условий.
Согласно расчетам неправительственного «мозгового треста» American Antitrust Institute, после завершения слияния Universal Music Group и EMI Group (сделка одобрена Европейской Комиссией осенью 2012 года) музыкальный рынок превратится из умеренно концентрированного в высоко концентрированный, на котором останется три крупных игрока. В то же время, продолжается увеличиваться срок действия авторского права (см. Рис. 1), а также не решена проблема юридического статуса «сиротских» произведений, у которых отсутствует или не определен правообладатель. Отвечает ли такое положение дел в равной степени интересам музыкантов, звукозаписывающих компаний и конечных пользователей?
Рис 1. Расширение срока действия авторского права в США (1790-2000)
Широкое распространение цифровых технологий за последние несколько десятилетий ощутимо преобразило наше общество. Содиректор Беркмановского центра изучения интернета и общества при Гарвардском университете Йохай Бенклер (Yochai Benkler) в своей книге «Богатство Сетей» отмечает, что цифровые технологии сделали возможным формирование сетевой информационной экономики, в которой сочетаются как рыночные, так и нерыночные элементы. Такая экономика функционирует на основе универсально распределенной технологической инфраструктуры (компьютерная техника находится во владении и под контролем индивидов). В качестве «сырья» выступают общественные блага (информация, знания, культура), «предельная социальная стоимость» которых фактически равна нулю. Вместе с тем, креативность человека и вычислительные возможности технологий являются ограниченными ресурсами. А социальные системы производства и обмена (peer-to-peer) позволяют использовать эти ресурсы эффективней.
Цифровые технологии преобразили музыкальную индустрию. Теперь для записи и распространения музыкального альбома, к примеру, достаточно иметь не очень дорогое звукозаписывающее оборудование, компьютер и доступ в Интернет. В результате, у музыкантов отпадает необходимость обращаться к известным звукозаписывающим студиям, замыкающим на себя большую часть каналов дистрибуции музыкального контента. Сокращение издержек и рисков при создании цифрового контента позволяет разрушить былые барьеры для вхождения на музыкальный рынок, что способствует формированию высококонкурентной среды и появлению новых творческих работ. Но вместе с тем, музыкальная продукция фактически «утекает» из рук ее производителей в цифровую среду, в которой они все меньше способны контролировать ее распространение, а доходы в отрасли сократились. Влияет ли это на мотивацию творческих личностей к созданию новых культурных ценностей?
Для выживания в музыкальной индустрии звукозаписывающие корпорации вынуждены адаптироваться к новым условиям цифровой эпохи. Но вместо поддержки конкурентной среды в индустрии правительство США проводит активную внутреннюю и внешнюю политику, направленную на сохранение сложившегося «статуса кво». Наиболее показательным примером усиления роли государства в регулировании интеллектуальной собственности на внутреннем уровнем является принятие Белым домом в 2010 году Общего стратегического плана по защите интеллектуальной собственности, который направлен в большей степени на борьбу с контрафактом, чем на реформирование законодательства в сфере защиты интеллектуальной собственности, в т.ч. и авторского права.
В своей статье профессор права Тулейнского университета Глинн Ланни отмечает, что такой отход США от неоклассических подходов в международной торговле может быть преждевременным. Сторонники ужесточения регулирования режима авторского права аргументируют свою позицию тем, что такие действия будут способствовать экономическому росту, созданию новых рабочих мест и росту доходов в креативных отраслях. Но сторонники копирайта зачастую упускают из виду то, каким образом ужесточение регулирования режима авторского права отразится на других отраслях экономики.
В качестве аналитической модели для рассмотрения такого взаимодействия г-н Ланни предлагает использовать парадокс разбитого окна Фредерика Бастиа, согласно которому если мальчик разобьет стекло в лавке булочника, то последнему придется заказывать новое, что породит спрос на продукцию стеклодува и услуги стекольщика. Но если бы стекло осталось целым булочник смог бы приобрести на эти деньги новые сапоги. Как результат, экономика выросла, но новой ценности для булочника произведено не было. Так и в креативной индустрии, даже если расширение режима авторского права позволит создать новые стимулы для экономического роста, это не всегда будет приводить к созданию новых ценностей для общества. Это может приводить, например, к «перекачке» ресурсов из других отраслей экономики.
За первое десятилетие 2000-х гг., после появления первого музыкального файлообменного сервиса Napster, объем доходов в отрасли сократился более чем вдвое (см. Рис. 2).
Рис 2. Объем музыкальных продаж (в ценах 2011 года)
Сторонники ужесточения мер по регулированию авторского права связывают такой спад с возрастающим распространением файлообмеников. Но согласно результатам эмпирических исследований г-на Ланни, за этот период также произошло существенное качественное и количественное приращение новых музыкальных альбомов (см. Рис.3).
Рис 3. Количество выпущенных альбомов (1996-2011)
На основе регрессивного анализа, Ланни выявил, что за период с 1996 по 2010 годы количество альбомов возрастало на 5121,32 ежегодно, за период с 1990-2010 годы количество «каверов» в топ-50 сокращалось на 2,56 ежегодно, а количество новых исполнителей в топ-50 за этот же период не изменилось. Из этого следует, что принципы сетевой информационной экономики эффективно развиваются в музыкальной индустрии – при расширении доступа к копиям музыкальных произведений музыканты не теряют мотивации к созданию новых произведений. А спад в индустрии за последнее десятилетие может быть объяснен увеличением предложения новых музыкальных продуктов, а не распространением файлообмеников.
Также, при расчете упущенных возможностей индустрии зачастую предполагается, что потребители для поддержания музыкантов будут готовы приобретать «легальные» музыкальные композиции в таком же объеме, в каком они прослушивают «пиратские» копии. Если предположить, что потребитель является рациональным игроком, то он сталкивается с двумя возможными стратегиями поведения – либо платить за музыку, либо «ехать без билета». С одной стороны, потребитель готов поддерживать своих любимых исполнителей, но, с другой стороны, он хочет платить за это как можно меньше.
Ланни рассматривает эту ситуацию сквозь призму теории игр с использованием принципов равновесия Нэша. Если рассматривать потребителей как любителей музыки в целом, то «безбилетников» будет больше, чем тех, кто захотят платить. Как результат, это приведет к сокращению объема новых оригинальных работ. Вместе с тем, если рассматривать потребителей, у которых есть определенные музыкальные предпочтения (любимые исполнители, группы), то и при наличии «безбилетников» музыканты смогут получать достаточный объем материальной поддержки для создания новых произведений даже в условиях отсутствия копирайта. Это, кстати, объясняет возрастающую популярность социальных сервисов в Интернете, которые представляют доступ к «легальной» музыке «за спасибо» (например, thankyou.ru).
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!