В семейной политике Франции Россия может почерпнуть немало полезных рецептов для улучшения своих демографических показателей, считает доцент Высшей школы экономики Сергей Рыбальченко.
«Многолетний национальный консенсус в понимании необходимости системной поддержки семей с детьми» – в этом, по мнению Рыбальченко, секрет высоких демографических показателей Франции.
Государственная поддержка, реализуемая на протяжении уже более 60 лет, включает многочисленные семейные пособия и выплаты, отпуска по уходу за детьми, налоговые льготы, бесплатные ясли и детские сады. 43-46% всех выплат приходится на многодетные семьи.
Семейная политика во Франции ориентирована на занятость родителей. Женщинам оказывается помощь в совмещении родительских и трудовых обязанностей. Существует развитая система ухода за детьми до 3-х лет, дошкольное образование получают почти все дети до 6 лет.
Управление семейной политикой строится на принципах партнерства государства, бизнеса, общественности и семей. Существует продуманная система институтов семейной политики (среди них – Высший совет по делам семьи, Национальная касса семейных пособий и т.д.)
Демографические дивиденды такой политики вполне показательны, подчеркнул Сергей Рыбальченко. К 2050 году население Франции, по прогнозам, составит 75 млн человек против 60,7 млн сейчас. С 1994 по 2010 гг. суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее число рождений на одну женщину фертильного возраста – вырос с 1,6 до 2,07. Таким образом, Франция, в отличие от ряда других развитых стран, достигла уровня простого воспроизводства населения.
Для сравнения: в России в 2011 г суммарный коэффициент рождаемости составил 1,58. В 2025 году этот показатель в соответствии с Концепцией демографической политики в РФ должен достигнуть 1,95 (что меньше уровня простого воспроизводства населения).
Политика поддержки рождаемости во Франции восходит к Шарлю де Голлю. В марте 1945 года де Голль заявил, что Франции нужны 12 млн новорожденных детей в течение 10 лет, и тем самым провозгласил начало активной семейной политики. В тот же период были созданы Национальный институт демографических исследований Франции и основные институты семейной политики.
Сергей Рыбальченко привел главные принципы семейного курса Франции:
Все три принципа в сумме дают синергетический эффект, полагает Рыбальченко.
Снижение налогов на одну семью составляет до 1400 евро в год, отметил докладчик. Такую льготу получают примерно 6,8 млн семей. В 1945 году, например, был введен семейный коэффициент – реальное снижение налогов, связанных с расходами на детей. По сути, это и смягчение неравенства семей с точки зрения доходов.
Семь видов пособий выплачивается семьям независимо от уровня их дохода. Среди них, например, – семейное пособие, начиная со второго ребенка, дополнительное пособие в случае, если родитель полностью или частично оставляет работу для воспитания детей до 3-х лет, помощь матерям-одиночкам, поддержка в случае невыплаты алиментов и т. д.
Четыре вида пособий выплачиваются только бедным семьям с детьми. В результате доля бедных детей без учета выплат семейных пособий – 27%, а с учетом – лишь 7%. Бедные семьи получают, помимо единовременного пособия по рождению ребенка и базовых выплат на ребенка до 3-х лет, также средства на школьные принадлежности для детей до 18 лет.
Более 6 млн человек во Франции получают пособие на жилье (если учесть всех членов семьи, эта цифра окажется вдвое больше). Это и прямая помощь в покупке жилья через местные Фонды жилищной солидарности, финансируемые на паритетных началах государством и депаратментами, и пособие на оплату жилья (для молодых супругов, семей с детьми или с родителями, находящимися на иждивении, и т.д.). Финансовая поддержка дается и при переезде, ремонте или перестройке жилья.
Среди пенсионных льгот – например, дополнительные 10% к базовой пенсии для женщин, воспитавших троих детей, и еще 5% – за каждого последующего, а также страхование пенсий для домохозяек с детьми (для бедных семей).
Обеспеченность услугами присмотра за детьми до трех лет составляет во Франции 48%, привел данные докладчик. В России – втрое меньше, 16%. Между тем, это важнейший фактор роста рождаемости – за счет дополнительных возможностей для женщин совмещать работу и воспитание детей, подчеркнул Сергей Рыбальченко.
Система ухода за детьми раннего возраста – это ясли (муниципальные, ведомственные, семейные, частные, микроясли на предприятиях), няни и финансовая помощь семьям, если за детьми присматривают родственники (180 евро в месяц). Воспитатели также могут принимать детей у себя дома. Подготовка педагогов подтверждается государственным сертификатом.
Национальная касса семейных пособий во Франции – управляющий партнер государства в сфере семейной политики. По словам Сергея Рыбальченко, этот институт семейной политики напоминает «симбиоз Фонда социального страхования и Фонда поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях». Он определяет основные направления политики социальной поддержки.
Существует также Национальный союз семейных ассоциаций UNAF – институт общественно-государственного партнерства, учрежденный Шарлем де Голлем и финансируемый государством. Он объединяет 70 национальных движений и свыше 7 тыс организаций по всей Франции, имеет 17 тысяч представителей во всех структурах, влияющих на семейную политику.
У UNAF две миссии: представлять интересы семей в госструктурах и участвовать в управлении службами, которые находятся в ведомстве госструктур.
На основе французского опыта Рыбальченко считает необходимым переход от стимулирования рождаемости – к «снятию препятствий на пути семей иметь желаемое число детей». Он предложил перспективные для России решения в области семейной политики, исходя из опыта Франции:
См. также:
Социально-экономическая демография
Экономику спасет семья
Экономическая география российского сиротства
Рожать сегодня… и не рожать завтра
Рождаемость по-российски
Французский рецепт: хорош, но не для нас
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!