В своей статье «Глубинные причины валютных войн» американский экономист Симон Эвенетт (Simon J. Evenett) указывает: если следовать логике итогового коммюнике G20, то под «валютными войнами» следует понимать исключительно прямое государственное изменение обменного курса национальной валюты в целях создания более благоприятных условий для отечественного экспорта. В то же самое время, мировая экономическая реальность показывает: чаще всего курс национальной валюты оказывается занижен по причине проведения властями смягчающей кредитно-денежной политики.
С учетом того, что глобальная экономика по-прежнему очень слаба, в ближайшее время мировые лидеры будут еще интенсивнее использовать рычаг стимулирующей монетарной политики. Следовательно, если признавать занижение обменного курса, происходящее в результате кредитно-денежного расширения, «валютной войной», последняя – наша реальность на ближайшие годы.
Но так ли легко «уличить» страну в «валютной войне», даже если мы будем подразумевать расширенное толкование этого термина? Эвенетт приводит ряд аргументов в пользу того, что любое государство сможет подобрать ряд веских оправданий, а также указать на некоторые факты, которые смогут «отвести подозрения»:
Таким образом, закрепление в итоговом коммюнике странами «большой двадцатки» обещания воздерживаться от практики «валютных войн», в действительности никак не повлияет на ситуацию на мировых рынках: политика «валютной войны» имеет множество возможных прикрытий, конкуренту же – не всегда выгодно предпринимать действия в ответ.
Почему же все-таки закрепление такого заявления состоялось? Безусловно, монетарное расширение – далеко не всегда игра с нулевой суммой. Стимулируя развитие собственной экономики, члены G20 повышают, через цепочки поставок, спрос на сырье и т.д., спрос и на иностранные товары. Кроме того, кредитно-денежное вмешательство может успешно сочетаться и с расширительной фискальной политикой: последняя не только поможет суммарному увеличению ВВП, но и сдержит падение курса национальной валюты. В этой связи, говорить об однозначном ущербе для стран, для которых обменный курс оказался занижен, не представляется возможным.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!