Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы

Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы

Инвестиции в среднее профессиональное образование сейчас могут принести большую отдачу, чем инвестиции в вузы. Нужно учить людей прикладным навыкам и умениям, опираясь на требования работодателей. Доклад Джека Мэтьюза в ВШЭ

Директор Международной организации стандартизации навыков и компетенций (ISSO, International Skills Standards Organization), британец Джек Мэтьюз представил в ВШЭ свой доклад «Трансформация политики развития навыков и компетенций в Великобритании за последние 20 лет» на регулярном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования».

Те навыки, которые сегодня дает молодежи высшая школа, во многих странах, как правило, не повышают производительность труда и не помогают расти экономике, заявил Мэтьюз, под руководством которого в Великобритании в начале 2000-х была создана система отраслевой квалификационных советом, вводивших стандарты профессионального мастерства.

Количество молодежи с высшим профессиональным образованием (ВПО) во многих странах (в том числе и в России) в последнее десятилетие резко возросло, и, с точки зрения общества, у этого поколения много преимуществ, отметил докладчик. Но с точки зрения экономики, полагает он, все наоборот: высшее образование уже не дает таких дивидендов, как раньше. Слишком велик разрыв между вузовским «багажом» молодежи и теми навыками, которые требуют работодатели. В итоге растет безработица среди образованной молодежи и увеличиваются затраты работодателей на переучивание персонала.

Такая безработица уже «сдетонировала» в Египте – стала одной из причин революции. «Сформировалось целое поколение разочарованных людей, появилось новое выражение – "движение вниз по социальной лестнице"», – напомнил докладчик.

Во многих других странах высшее образование также не гарантирует молодежи ни работы, ни статуса, ни благосостояния, отметил Мэтьюз. «Выпускник вуза не получает сейчас такую зарплату, которую получал выпускник вуза в 1970-х», – сказал он.

Такая оценка перспектив высшего образования показалась спорной российским участникам дискуссии. Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина подчеркнула, что высшее образование имеет бесспорную ценность безотносительно к рынку труда. В конце концов, появились и новые типы занятости: «Люди переключаются на "пульсирующий" проектный подход, растет дауншифтинг. Часть работников уже не ходит в контору каждый день, чтобы перекладывать бумажки». Массовое среднее профессиональное образование – это, скорее, «стратегия для мигрантов», подчеркнула Ирина Абанкина.

Научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов напомнил об «университетах, работающих на определенную отрасль» и дающих необходимые для нее знания. Обеспечить такую подготовку колледжи и техникумы нередко просто не в состоянии. «Для Российской корпорации нанотехнологий (РОСНАНО) учреждения среднего профессионального образования не могут готовить специалистов, – заметил он. – Реальные навыки и компетенции дает магистратура РОСНАНО».

Замглавы Центра профессионального образования Федерального института развития образования Федор Дудырев напомнил о «компромиссной» форме высшего образования – прикладном бакалавриате, у которого, по его мнению, «должен быть успех в России». «Это попытка совместить желание граждан дать детям высшее образование с желанием обеспечить им перспективы на рынке труда, способность что-то делать руками и головой», – прокомментировал Дудырев.

Плясать от работодателя

Разрешить противоречие между предложением и спросом на «молодежном» рынке труда можно, если больше прислушиваться к требованиям работодателей и инвестировать в развитие среднего профессионального образования(СПО) – таков рецепт Джека Мэтьюза. Экономике, отметил он, необходимы прикладные знания и умения: «В мире идет гонка человеческих возможностей, профессиональных навыков. Такие навыки – это новая валюта, которой страны пользуются для обмена богатством» (cм. Стратегию ОЭСР).

Эту «валюту», по мнению докладчика, может дать и среднее профессиональное образование – в том случае, если его стандарты формулировали прежде всего стейкхолдеры – работодатели.

Свою мысль об излишнем для экономики «навесе» высшего образования Мэтью зпроиллюстрировал примером с Индией. Там есть целые сектора промышленности, в которых нет работников с высшим образованием. Однако там «много квалифицированных людей. Готовят молодежь в разных формах практических тренингов, 5 тыс. заведений выпускают по 3 млн людей в год для промышленности в Индии».

Кстати, добавил глава ISSO, это пример деловой активности людей со средним образованием: они открывают частные курсы и готовят учеников. «Среди выпускников вузов уменьшается число людей, идущих в предпринимательство, а среди выпускников учреждений СПО число бизнесменов, наоборот, растет».

Однако ряд экспертов считают тезис о большей активности и мобильности людей со средним образованием спорным. Так, например, директор Центра прикладных экономических исследований и разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Татьяна Абанкина отметила, что есть исследования, указывающие на большую адаптивность и гибкость людей с высшим образованием по сравнению с людьми с СПО. Люди с высшим образованием реже теряют работу, легче находят новую и обучаются дополнительным навыкам, подчеркнула она. «Люди со средним профессиональным образованием больше зависят от предприятия, чаще теряют работу», – сказала Татьяна Абанкина.

По мнению Джека Мэтьюза, работодателю нередко имеет смысл готовить кадры прямо на рабочем месте. Подобное обучение развито в Германии, Швейцарии, Австралии – там, где сильны традиции технического образования. В России таким образом готовили для себя кадры отели и рестораны с начала 1990-х годов.

Впрочем, участники дискуссии отметили и существенные недостатки обучения на рабочем месте. Люди с такой подготовкой после потери работы «долго стоят на учете в центрах занятости», подчеркнула Татьяна Абанкина. Ясно, что такое обучение нередко формирует лишь узкоспециальные навыки, а это едва ли бесспорное преимущество кандидата в глазах нового работодателя.

Существуют и другие (заметим, еще менее затратные, чем обучение на рабочем месте) способы получить профподготовку, напомнил научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ Олег Подольский. Это онлайн-курсы, а также ресурсы в соцсетях, которые позволяют получить навыки, а затем и сформировать компетенции, сказал дискуссант.

Кому формировать образовательные стандарты

Джек Мэтьюз считает, что содержание обучения должны в значительной степени определять работодатели. «Мы часто видим, когда все делается в соответствии с предложением, а не спросом. Подход, ориентированный на заказчика, в мире, увы, не норма», – посетовал он.

Между тем, именно такой метод, по убеждению Мэтьюза, наиболее эффективен. Докладчик привел пример его успеха в Великобритании. «В свое время мы послали делегацию в Данию учиться технологиям молочной промышленности, – рассказал глава ISSO. – После этой поездки мы связались с колледжем, который перевел заимствованные стандарты в обучающие курсы». В итоге, по словам Мэтьюза, со временем Великобритания стала европейским лидером в молочной промышленности и теперь дает консультации Дании.

По убеждению докладчика, имеет смысл формировать учебные курсы, которые охватывали бы разные виды деятельности в одной отрасли. В Великобритании они были разработаны, например, для пищевой промышленности, у которой «в распоряжении в итоге оказалось определенное количество подготовленных работников, которых не надо переучивать». Кадры «двигались от одной фирмы к другой, что было экономией для отрасли», – пояснил Мэтьюз.

«В России [в сфере регулирования образования – OPEC.ru] государства слишком много, – среагировал на выступление директор Центра университетского менеджмента НИУ ВШЭ Евгений Князев. – Должно быть больше прямого диалога [с работодателями – прим. ред.]».

Если опираться только на мнение работодателей, то сформируется «экономика с глазами назад», полагает Ирина Абанкина. Виктор Болотов подчеркнул, что работодатель не всегда мыслит на перспективу: «Он зачастую говорит о компетенциях, которые нужны сегодня, и не знает, какая подготовка потребуется через пять лет». Поэтому в диалоге по поводу содержания образования нужны посредники – например, Российский союз промышленников и предпринимателей, заключил эксперт.

См. также:

Колледжи пытаются встроиться в рынок
Пора заняться школой
Новые рабочие места спасут экономику от кризиса
Труд продвигает социальное развитие
Better Skills. Better Jobs. Better Lives. The OECD Skills Strategy. Executive Summary

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,28 марта, 2013 г.