Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Восточно-европейский урок для «арабской весны»

Восточно-европейский урок для «арабской весны»

Быстрая трансформация лучше, чем постепенная. Арабским странам нельзя затягивать с экономическими реформами и решением болезненных проблем. Такую рекомендацию дал пережившим революции арабским странам архитектор польских реформ Марек Домбровский, выступая на XIV Апрельской научной конференции

Один из авторов польской «шоковой терапии», учредитель Центра социально-экономических исследований (CASE) в Варшаве, консультант Программы развития ООН, член ученого совета Института Гайдара, Марек Домбровский (Marek Dabrowski) выступил на Апрельской конференции ВШЭ с почетной лекцией «Какие уроки могут извлечь арабские страны из опыта трансформации в Восточной Европе и бывшем СССР».

Продолжать реформы и избегать популизма

Построить стабильную либеральную демократию – такова, по словам Марека Домбровского, главная политическая задача для стран арабского мира. Но политические преобразования должны найти опору в экономических реформах.

По мнению ученого, экономические задачи, стоящие перед арабскими странами, менее «драматичны», чем те, которые приходилось решать странам Восточной Европы и СНГ в 1990-е годы. В тот период Домбровский, экс-замминистра финансов Польши, участвовал в консультационных программах CASE в бывшем соцлагере – странах Содружества, Восточной Европы, а также ряде арабских стран, которые «считали себя социалистическими».

К этим странам относятся Египет, Ливия, Сирия, Ирак и Алжир, а также, частично, Йемен и Тунис. Сходство между этими странами и государствами бывшего Советского блока Домбровский усматривает, например, в «преобладании политики и идеологии над экономикой», отсутствии плюрализма, административном ценообразовании, протекционизме, частичной автаркии и импортозамещающей индустриализации, а также мощной позиции силовых ведомств и большом бремени расходов на оборону.

Решение нынешних проблем арабских стран, по мнению профессора Домбровского, включает, по меньшей мере, четыре пункта:

  1. Послевоенное восстановление – в Ливии и Сирии.
  2. Необходимость «избегать популизма» – пересмотра итогов приватизации, «охоты на ведьм» (на иностранных инвесторов, пришедших в страну при «предыдущем режиме)», большого государственного субсидирования.
  3. Последовательность и прозрачность реформ (продолжать предыдущие реформы, но делать это в более справедливом ключе, отметил Домбровский).
  4. Решение «фундаментальных задач развития».

Залечить социально-экономические раны

Марек Домбровский перечислил девять основных проблем арабских стран, затрудняющих их социально-экономическое развитие. Очевидно, что их нужно решать как можно скорее. В число этих «болевых точек», входят, в частности, высокая безработица, быстрый рост населения, плохой бизнес-климат и слабая инфраструктура.

  1. В арабских странах «не самый высокий ВВП на душу населения» (см. Диаграмму 1). Лучшие показатели у Ливана и Ливии. У других стран показатели существенно ниже. Особенно очевидно отстает Ирак – «страна, которая, казалось, когда-то была зажиточной, но в экономическом смысле сильно деградировала», отметил Марек Домбровский.

Диаграмма 1. ВВП на душу населения по партитету покупательной способности, в международных долларах, 2010

 

ЦВЕ - страны Центральной и Восточной Европы, включая Турцию, но без Словении, Чехии, Эстонии и Словакии
СНГ - Сожружество независимых государств, включая Грузию и Монголию
MENA - среднее по представленным арабским странам 
Источник: IMF World Economic Outlook database, April 2012

  1. Продолжается высокий рост населения. В мире годовой коэффициент прироста населения держится, по данным докладчика, на уровне 1,1-1,2%. В большинстве арабских стран этот показатель вдвое больше, в среднем выше 2% в год.
  2. Низкий образовательный уровень. «Неграмотность сохраняется среди взрослого населения, но также сохраняется и среди молодежи, особенно девушек», – пояснил Домбровский (см. Диаграмму 2)

Диаграмма 2. Уровень грамотности в отдельных арабских странах в сравнении с худшей по показателю из пост-коммунистических стран, Албанией

Источник: World Development Indicators database

  1. Дискриминация женщин – «в доступе к образованию, семье, политике, менеджменте».
  2. Высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи.
  3. Неблагоприятный инвестиционный климат.
  4. Несмотря на либерализацию торговли (а она в ряде арабских стран проведена уже с 1980-х годов), сохраняются протекционизм и «высокие торговые барьеры» в виде пошлин.
  5. Дефицит современной инфраструктуры – например, отсутствие железных дорог во многих странах, слабая обеспеченность стационарной связью (ситуация с мобильной связью лучше).
  6. Нерешенные политические конфликты – например, палестино-израильский или алжирско-марокканский (между Алжиром и Марокко почти нет дипломатических и торговых отношений).

Все эти проблемы «ограничивают экономический потенциал в регионе», резюмировал профессор Домбровский.

Учесть опыт посткоммунистических стран в политике и экономике

По мнению Марека Домбровского, хотя в целом ситуация в арабских странах отличается от того, что проходили Восточноевропейские государства в начале 90-х, имеется много принципиальных параллелей. Так, у Египта «очень много параллелей с Украиной, с оранжевой революцией» конца 2004 – начала 2005 гг. Египетская демократия «может закончиться тем же самым, чем и украинская», полагает экономист. Возможно, в Египте «введут войска».

Еще один урок для арабских стран Марек Домбровский сформулировал так: «Демократизация может способствовать экономическим реформам, но не является их автоматической гарантией». Популистская демократия, по замечанию докладчика, обычно «саморазрушительна».

Третий урок связан со «скоростью и последовательностью реформ». Нельзя упускать время, пока существует политическое окно для реформ. Арабским странам необходима готовность решать самые болезненные проблемы – например, вопрос чрезмерного субсидирования, в частности, поддержания искусственно низких цен на хлеб и топливо. По мнению Домбровского, экономика «не в состоянии это долго выдержать», все закончится крахом. «Шоковая терапия» – быстрые преобразования, по словам профессора Домбровского, «показали преимущества перед постепенными реформами». Реформа экономики должна быть «целостной, комплексной и последовательной», уточнил докладчик.

Что касается помощи арабским реформам со стороны, то тут, по словам исследователя, «можно рассчитывать на какую-то очень ограниченную поддержку США, Евросоюза и международных финансовых организаций». «Монархии Персидского залива могут быть заинтересованы в экономической и политической стабильности в соседних странах, и они сейчас оказывают поддержку. Весь вопрос в том, на каких условиях, при каких предпосылках и как далеко она пойдет», – добавил Марек Домбровский.

Преобразованиям содействовали более ранние реформы

За последние 30 лет в арабских странах, за редким исключением, были предприняты попытки провести либеральные экономические реформы (демократизация политической жизни была все же редким явлением). Так, «шаги в сторону рыночных реформ делал в Ливии Муаммар Каддафи», отметил Марек Домбровский. Одна из наиболее глубоких реформ прошла в Египте – по инициативе тогдашнего президента Анвара Садата, начиная с 1970-х годов. Египет провел приватизацию, хотя и ограниченную, избежав при этом больших социальных потрясений, рекордно увеличил золотовалютные резервы. А в 1990-е гг. страна добилась почти двукратного увеличения темпов экономического роста. В других странах региона реформы прошли преимущественно в 1980-е годы.

Экономическая трансформация включала:

  • ограничение административного ценообразования и сокращение субсидий (хотя и недостаточное, по мнению экономиста),
  • объединение валютного курса,
  • более жесткая фискальная и денежная политика,
  • либерализация торговли (с ЕС, США, а также внутри региона),
  • приватизация (с иностранными капиталовложениями),
  • довольно осторожные реформы финансового сектора: открытие бирж, либерализация движения капитала.

«Фактически в таком состоянии арабские экономики встретили арабскую весну», – отметил Марек Домбровский.

«Пусковыми механизмами» для реформирования в арабских странах, по мнению Домбровского, послужили прежде всего падение цен на нефть (во второй половине 1980-х), распад СССР и приостановление поддержки с его стороны (начало 1990-х), неэффективность предыдущей модели развития и стремление создать «макроэкономическую и социальную стабильность».

Косвенно на преобразования в странах арабского мира повлияли реформы в странах Центральной и Восточной Европы и в бывших республиках СССР, а также в Китае и Индии. Сыграли свою роль и давление со стороны международных финансовых институтов (МВФ, Всемирного банка), а также со стороны США и Евросоюза. Был и частный интерес местных элит к обогащению.

В арабских странах нужно продолжать всеобъемлющие реформы. Как показывает история, «время работает против реформаторов», резюмировал Марек Домбровский.

См.также:

Арабская молодежь предпочитает патриархат
Новые модели роста нужны не только России
Экономический рост не гарантия от бедности
Без притока капитала ускорение экономики невозможно

Презентация к почетной лекции М. Домбровского

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,5 апреля, 2013 г.