Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Высшая школа европеизируется неравномерно

Высшая школа европеизируется неравномерно

Интернационализация высшего образования, уверенный переход от специалитета к бакалавриату и магистратуре, работа с иностранными экспертами, снижение числа кандидатов и докторов наук и неэффективность аспирантуры. Доклад «Тенденции развития научно-педагогических кадров в России» на XIV Апрельской конференции Высшей школы экономики

Болонские принципы почти осуществились

Авторы исследования, Ирина Абанкина, Татьяна Абанкина, Людмила Филатова и Елена Николаенко констатируют, что Россия активно участвует в Болонском процессе, что подразумевает сближение академических степеней и взаимный «зачет» уровней высшего образования с Европой. Как отмечают авторы исследования, подготовка бакалавров и магистров предусмотрена в России во всех областях высшего образования, кроме медицины и информационной безопасности. В итоге страна в недалеком будущем должна влиться в общее вропейское образовательное поле.

Для этого, в частности, были приняты национальные образовательные стандарты для магистратуры. Подготовка магистров должна включать разные опции, особенно в федеральных и национальных исследовательских университетах, убежден коллектив авторов. Она должна быть нацелена на научно-исследовательскую, научно-педагогическую, проектно-конструкторскую, технологическую, организаторскую, исполнительскую деятельность. Качество этих программ должны оценивать независимые специалисты, ученые, преподаватели, ведущие иностранные эксперты, а также работодатели.

Если судить по структуре приема студентов, бакалавриат и магистратура уже близки к тому, чтобы заменить специалитет. В 2011 г 80% приема шло на программы бакалавриата. Для сравнения: в 2009 г 87% студентов поступали на программы специалитета.

Рисунок 1. Динамика приема студентов в России по уровням высшего образования: бакалавриат, специалитет, магистратура, тыс. человек

Источник: «Тенденции развития научно-педагогических кадров в России»

Хотя в общей численности студентов доля бакалавров и магистров еще невелика (бакалавров – 1,160 млн, магистров – 127 тыс, в то время как специалистов 4,167 млн), тенденции приема ясно обозначают переход к двухступенчатому высшему образованию, что и подразумевали Болонские соглашения. Рубежным тут стал период с 2010 по 2011 гг: за год произошел резкий скачок в приеме студентов на программы бакалавриата – со 159 тыс. до 855 тыс. человек. Прием же на программы специалитета, напротив, резко сократился – с 980 тыс. до 130 тыс. человек, отмечают исследователи.

Для академической мобильности студентов эти перемены весьма важны, так как многие из них предпочитают получить образование бакалавра в России, а в магистратуре надеются обучаться за рубежом. Кстати, дипломированные специалисты также могут пройти стажировки и отучиться в магистратуре за рубежом. Диплом специалиста допускает такую возможность, уточняется в докладе.

Мобильность учащихся и преподавателей должна ускориться

Предстоит выработать формы интеграции российских университетов в общеевропейское образовательное пространство, напоминают исследователи. Насущные меры, по их мнению, здесь таковы:

  • сближение образовательной и научной составляющей программ,
  • унификация внутренней структуры университетов,
  • разработка единых учебных циклов наряду с созданием индивидуальных планов обучения студентов и содействием их мобильности.

Для повышения мобильности в 2012 году была принята федеральная программа, предполагающая финансирование 2 тысяч стипендий ежегодно в течение 5 лет для стажировок, обучения в магистратуре и по программам повышения квалификации, напоминают авторы доклада. Претендовать на обучение в зарубежных университетах могут, в первую очередь, учителя, врачи и госслужащие.

Главная проблема системы подготовки научных кадров в том, что «за счет бюджета поддерживается, в основном, неуспешная карьерная динамика». Низкий уровень защиты в аспирантуре и докторантуре говорит о необходимости их апгрейда

Приглашение же ведущих иностранных экспертов в российские университеты все еще представляет собой проблему. Отличия в оплате труда профессоров в России и за рубежом столь велики, что лишь немногие вузы могут позволить себе «рекрутировать» зарубежные кадры. Для решения этой проблемы федеральные и национальные исследовательские университеты, а также ведущие вузы, специализирующиеся на высоких технологиях, получают финансовую помощь. Это дает определенный эффект: в лучших университетах создаются международные научные лаборатории. Впрочем, темпы развития этого сотрудничества еще низки, сетуют исследователи.

Кстати, это видно и на примере обучения иностранных студентов в российской высшей школе. Их доля по-прежнему очень невелика (3% от общего числа зарубежных студентов, которые учатся в различных вузах мира OPEC.ru), хотя, как подчеркивается в докладе, качество отдельных российских образовательных программ отвечает международным требованиям. Привлечь молодежь из-за рубежа в российские университеты и институты мешают низкие стипендии студентов, плохие общежития, отсутствие поддержки молодых студенческих семей и пр.

Аспирантура: защит диссертаций не так много

С 2007 года в вузах снижается число преподавателей, в том числе с учеными степенями и званиями, констатируют исследователи. Так, в 2007 г насчитывалось 208 тыс. преподавателей – кандидатов наук (среди штатных работников) и 58 тыс. преподавателей – докторов наук. В 2010 году эти цифры сократились до 186 тыс. и 44 тыс. соответственно. Тут сыграли роль и последствия финансового кризиса, и демографические процессы – малочисленность поколения первой половины 1990-х.

Чтобы повысить эффективность воспроизводства научных кадров, нужно модернизировать подготовку в аспирантуре и докторантуре для достижения международной конкурентоспособности, убеждены авторы работы.

В аспирантуре в 2010 г. обучались 157,4 тыс. человек, из них 140 тыс. – в вузах. Подготовка, в основном, ведется на бюджетной основе. Аспирантов-договорников всего треть.

Рисунок 2. Выпуск аспирантов по научным организациям: с защитой диссертации; без защиты диссертации, %

Источник: «Тенденции развития научно-педагогических кадров в России»

По отраслям наук лидируют технические направления аспирантуры – по ним учатся 38,7 тыс. человек (2010). Экономику изучают 27,3 тыс. аспирантов, юриспруденцию – 12,1 тыс., медицину – 11,4 тыс.

Результативность аспирантуры оставляет желать лучшего. Доля выпуска в вузах аспирантов с защитой диссертации – лишь 30%, что не так много. Впрочем, в НИИ ситуация еще хуже – выпуск новоиспеченных кандидатов наук достигает лишь 15% (2010 г). Для сравнения: в 2000 г. эта цифра для научно-исследовательских институтов составляла 21%. В учреждениях дополнительного профессионального образования выпуск аспирантов с защитой составляет 17%.

Рисунок 3. Структура аспирантов по формам обучения, прием и выпуск, тыс. человек

Источник: «Тенденции развития научно-педагогических кадров в России»

Докторантура связывается с профессорской карьерой прежде всего в вузах. Именно в университетах и институтах формируются научные школы, в НИИ же, напротив, численность докторантов ежегодно снижается.

При этом выпуск из докторантуры с защитой диссертации довольно низок и продолжает падать – в 2010 г. он составил 7,6% от общей численности докторантов (в 2005 г. эта цифра достигала 12,1% ).

Докладчики видят главную проблему системы подготовки научных кадров в том, что «за счет бюджета поддерживается, в основном, неуспешная карьерная динамика». Низкий уровень защиты в аспирантуре и докторантуре говорит о необходимости их «апгрейда».

Образовательный «интернационал»

Ряд российских университетов активно пытается обжить международное поле. Это подразумевает сопоставимость предлагаемых зарубежным студентам образовательных программ с ведущими университетами мира, резонно замечают исследователи. Часть вузов тесно сотрудничает с иностранными партнерами для аккредитации своих программ, которые переформатируются по болонским рекомендациям. Идет и «подстройка» российских дипломов к Всеобъемлющей структуре квалификаций, внедряемой в Европе (подробнее см: Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций).

В России действует Национальное аккредитационное агентство в сфере образования – член Международной сети агентств по гарантии качества высшего образования INQAAHE, а также Европейской сети агентств обеспечения качества ENQA. С 2005 г иностранные эксперты участвуют в комиссиях внешней оценки работы российских университетов.

Важные шаги в интернационализации образования, таким образом, уже сделаны, подчеркивают исследователи:

  1. Законодательно предусмотрена возможность многоступенчатого высшего образования: «вновь принимаемые госстандарты высшего образования создали возможность сопряжения программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором траектории обучения».
  2. В лучших университетах практикуется образование на основе зачетных единиц ECTS (в основу этой системы учета трудоемкости учебных дисциплин положены информация о программах обучения и результатах работы студента, обозначение объема работы студента и пр. – OPEC.ru). Внедрению ECTS помогло расширение дистанционного образования, по которому был принят специальный закон (от 28 февраля 2012 г № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»).
  3. Совершенствуется государственная система оценки качества высшего образования, формируются университетские системы управления качеством образования.
  4. Развиваются региональные центры международного сотрудничества и академической мобильности.
  5. Россия активно участвует в международных программах стажировок и обмена и со странами Европы и США, и со странами Востока (Китай и Япония).

Трудности перевода

Несмотря на все предпосылки интеграции российской высшей школы в общеевропейскую, этот процесс сложен. Исследователи называют главные, по их мнению, трудности этой европеизации:

  1. Переход на модульную систему обучения и введение ECTS означают необходимость принятия новых госстандартов в высшем образовании, однако этот процесс идет медленно.
  2. Унификация российской и западной системы научных степеней. В России по-прежнему сохраняются ученые степени кандидата наук и доктора наук.

Так или иначе, России предстоит найти новые формы сотрудничества с Европой в области высшей школы. Одна из целей ближайшего будущего – создание коллективных форм работы региональных университетов России с зарубежными партнерами, заключают авторы исследования.

См. также:

Наша новая школа: лучший мир с неопределенными очертаниями
Образование: пафос уместен
Реформа образования должна стать «вечным двигателем»

Полный текст доклада «Тенденции развития научно-педагогических кадров в России»

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,11 апреля, 2013 г.