Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Ребенок или работа

Ребенок или работа

Перед женщинами традиционно остро стоит вопрос о трудоустройстве после рождения ребенка. Выйти на работу или посвятить себя материнству? Юлия Казакова в своем исследовании рассматривает, как на это решение влияет проводимая государством социальная политика

В своей работе «Влияние издержек ухода за ребенком дошкольного возраста на предложение труда женщин» исследователь Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ Юлия Казакова в первую очередь называет материальные проблемы: если бы государство спонсировало расходы на детские дошкольные учреждения (ДДУ), то участие матерей на рынке труда увеличилась бы на 11,3%. Такие данные следуют из анализа влияния издержек ухода за детьми, потенциальной зарплаты матерей и дохода семьи на предложение труда женщины в России. Рост зарплат работающих мам в 2 раза привел бы к увеличению их численности на 24%.

В России с началом экономических реформ значительно сократилась помощь семьям. Сейчас правительство увеличивает пособия по беременности и родам, введена программа родовых сертификатов, за рождение второго и более детей семья получает материнский капитал. Все это помогает выжить молодым семьям, но не решает все финансовые проблемы. Семья вновь вынуждена возвращаться к вопросу о выходе матери на работу.

А одно из основных условий, необходимых для совмещения трудовой и семейной жизни – максимально свободный доступ к детским дошкольным образовательным учреждениям, число которых, начиная с 1990-х годов, сокращается.

Таблица 1. Детские дошкольные учреждения в России

Год Число ДДУ, тыс. Количество детей в ДДУ, тыс.чел. Охват детей ДДУ (в % от численности детей соответствую-щего возраста) Число детей, приходящихся на 100 мест в ДДУ Численность детей, стоящих на учете для определения в ДДУ, тыс. чел.
всего в городах и поселках городского типа в сельской местности
1970 65 5666,4 - 105 108 95 -
1980 74,5 8149,1 - 109 113 97 -
1990 87,9 9009,5 66,3 108 113 94 -
2000 51,3 4263 55 81 88 62 238,2
2001 50 4246,3 56,3 83 90 65 Н. д.
2002 48,9 4267,3 57,4 86 92 67 Н. д.
2003 47,8 4321,3 57,6 88 95 69 Н. д.
2004 47,2 4422,6 57,7 92 99 72 Н. д.
2005 46,7 4530,4 57,3 95 102 75 966,4
2006 46,2 4713,2 58,3 99 106 79 1237,9
2007 45,7 4906,3 59,2 105 112 84 1505,3
2008 45,6 5105,4 59,4 105 111 86 1716,1
2009 45,3 5228,2 58,4 106 112 88 1895
2010 45,1 5388 - 107 113 90 2144,8

Источники: «Российский статистический ежегодник» 2011 г., «Социальное положение и уровень жизни населения России» 2011 г., «Дети в России. 2009» 2009 г.

Эта тенденция обусловлена тем, что предприятия стали отказываться от социальной инфраструктуры (куда входят и дошкольные учреждения), передавая ее на баланс муниципалитетов. А из-за недостатка средств муниципалитеты были вынуждены закрывать часть дошкольных учреждений.

С 2000-х годов рождаемость начала увеличиваться, однако тенденция к дальнейшему сокращению количества дошкольных учреждений сохранилась. В 2000 г. количество действующих дошкольных учреждений составляло 51,3 тыс., в2010 г. – всего 45,1 тыс. До 2006 г. наблюдался избыток мест в дошкольных учреждениях, на 100 мест приходится 99 детей. Однако после 2006 г. количество детей стало превышать число мест в дошкольных учреждениях. В 2010 г. на 100 мест приходилось уже 107 детей, таким образом, сложился дефицит мест. Ясно, что при сохранении такой динамики ситуация с обеспеченностью детей местами в дошкольных учреждениях будет только усугубляться.

При этом Казакова отмечает, что подавляющее большинство детей начинают посещать ДДУ только после 3 лет. До этого возраста матери предпочитают доверить уход за ребенком родственникам.

Рисунок 1. Уход за детьми до 3-х лет

Источник: расчеты автора, RLMS-HSE, 2000-2010 гг.

Все меньше детей до трех лет посещают ДДУ и все чаще пользуются помощью родных. Эксперты видят причину этого явления в низком качестве предоставляемых услуг по уходу за ребенком (старение материально-технической базы, снижение уровня квалификации и старение кадров), территориальную и финансовую недоступность соответствующих учреждений.

Казакова подчеркивает, что многие исследования свидетельствуют: стоимость и качество услуг, предлагаемых ДДУ, напрямую влияют на решение женщин о выходе на работу. Отмечается также прямая зависимость между проводимой государством социальной политикой и женской занятостью.

Особо интересны данные о поведении женщин на рынке труда после рождения ребенка в разных странах. Так, например, во Франции имеет место длительное участие государства в семейном бюджете. Кроме всеобщего бесплатного дошкольного образования, правительство выплачивает пособия, субсидии, предоставляет налоговые льготы. Затраты семьи на ребенка сводятся к практически к нулю. Поэтому женщины не стремятся выйти на работу, с целью покрыть расходы на детей. В совокупности семейная политика Франции способствует совмещению работы и заботы о первом малыше и поощряет решение остаться дома, после рождения других детей.

Финансовая помощь правительства в воспитании детей очень важна для любой семьи, но подход к этой проблеме должен быть целенаправленным. Если ставится цель создать условия для совмещения воспитания детей и трудовой деятельности, необходимо открывать новые ДДУ, повышать уровень их услуг, бороться с дискриминацией при приеме на работу среди женщин с детьми дошкольного возраста.

 

30 апреля, 2013 г.