Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Конкурентоспособность университетов – что делать

Конкурентоспособность университетов – что делать

Чтобы российские университеты достигли мирового уровня, необходимо выполнение ряда конкретных мер. Статья Дж. Салми и И. Фрумина в журнале «Вопросы образования»

Для достижения международной конкурентоспособности университетов необходимо не только соответствующее финансирование, но также развитие центров выдающихся достижений и системы постбакалавриата на базе ведущих вузов. Об этом в статье «Как государства добиваются международной конкурентоспособности университетов: уроки для России», опубликованной в журнале «Вопросы образования» (№1, 2013 г.) – международный эксперт в области образования Джамил Салми и научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин.

Разочарование пока не оправдано

В течение последних лет Россия предпринимает важные шаги по достижению конкурентоспособности своих университетов. Так, МГУ и СПбГУ присвоен особый статус, эти вузы получили серьезные ресурсы для инвестиций в развитие. Появилась сеть федеральных университетов. Значительной мерой для кардинальной перестройки высшего образования стало создание системы национальных исследовательских университетов (НИУ) в 2008 году.

Тем не менее, нельзя сказать, что в российском университетском образовании произошел серьезный прорыв. Например, научная продуктивность МГУ и СПбГУ и их привлекательность для талантов со всего мира пока не увеличилась, отмечают Салми и Фрумин в своей статье. Научная активность в федеральных университетах также растет незначительно. А 29 заведений, получивших статус НИУ, столкнулись с серьезными ограничениями в использовании средств, поскольку полученные ресурсы по правилам конкурса не должны расходоваться собственно на исследовательскую деятельность.

Дж. Салми и И. Фрумин приводят данные по позициям российских университетов в международных рейтингах. В качестве одного из примеров они выделяют Шанхайский рейтинг, составляемый на основе объективных данных, а не закрепившихся репутаций. В 2012 году в этот рейтинг вошли только МГУ под номером 80 и СПбГУ в пятой сотне. Означают ли подобные показатели, что вкладываемые инвестиции в университетское образование не дают результатов?

Было бы легкомыслием ожидать быстрых результатов в этой сфере, считают Дж. Салми и И. Фрумин. Поскольку во всех дискуссиях об университетах мирового класса фигурируют исследовательские университеты, авторы подчеркивают, что цикл формирования передовых научных групп даже при импорте ключевых компетенций составляет от трех до семи лет. Поэтому говорить об отсутствии эффективности пока рано.

Миллиарды на достижения

Какие пути дальнейшего развития могут быть перспективными для российского университетского образования, и каковы возможные причины его низкой конкурентоспособности? Чтобы дать ответ на этот вопрос, Дж. Салми и И. Фрумин анализируют попытки других стран реализовать инициативы по достижению выдающихся результатов в области университетского образования.

В фокус внимания попали проекты, реализованные или реализуемые в разных странах с объемом финансирования от нескольких сотен миллионов  до нескольких миллиардов долларов. В истории этих программ эксперты выделяют два периода: с 1989 по 2004 г., «дорейтинговую» эпоху, и последние семь лет, когда в результате публикации Шанхайского рейтинга и мирового рейтинга университетов Times Higher Education в 2003 и 2004 г. соответственно, усилился интерес к университетам мирового класса.

Рисунок 1. Характеристики университетов мирового класса: распределение ключевых факторов

 

Источник: «Вопросы образования», №1, 2013

Риски слияний вузов и зацикленности на исследованиях

В ходе анализа авторы приходят к выводу, что одна из проблем развития университетов в России касается устойчивости финансирования. Так, объемы финансирования североамериканских университетов к европейским соотносятся примерно, как 3:1. Ресурсы российских университетов значительно ниже европейских.

Но не только в этой очевидной причине заключается низкая конкурентоспособность российских университетов. Авторы обращают, например, внимание на риски, которые может нести в себе развивающаяся в России практика слияния университетов. «Результаты этих слияний неоднозначны, что объясняется разницей в ценностях и формах организации объединяющихся вузов и недостатком общих целей», указывает Салми. По мнению авторов, слияния могут быть эффективны, когда по собственной инициативе объединяются сильные вузы.

В качестве одной из ключевых задач в достижении конкурентоспособности вузов помимо привлечения молодых талантов, интернационализации образования и реформы управления авторы называют интенсивное развитие многопрофильных центров выдающихся достижений и постбакалавриата (особенно аспирантуры) в ведущих университетах.

Преимущественное внимание, по мнению Салми и Фрумина, следует уделить полидисциплинарным проектам, которые, во-первых, могут обеспечить конкурентоспособное позиционирование центров, а во-вторых, связать их с лидирующими компаниями, что означает возможность софинансирования.

При этом, Салми и Фрумин, опираясь на зарубежный опыт, предостерегают о негативных последствиях сосредоточения усилий только на повышении исследовательской продуктивности. Необходимо добиваться, чтобы центры выдающихся достижений были и центрами подготовки магистров и аспирантов. Этого, по мнению экспертов, можно достичь, либо включив показатель «влияние на преподавание» в состав критериев оценки центров выдающихся достижений, либо выделив специальную статью для финансирования проектов, направленных на более эффективную интеграцию преподавания и исследований.

В целом авторы позитивно оценивают потенциал развития университетского образования в России, но не прогнозируют быстрых успехов.

Публикация подготовлена в рамках совместного проекта журнала «Вопросы образования» и OPEC.ru

 

Автор текста:Селина Марина Владимировна,23 мая, 2013 г.