Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Чем дольше, тем дороже

Чем дольше, тем дороже

В Голландии, как и у нас, чем дольше идет стройка, тем она обходится дороже. Но там наблюдается и другое – недорасход средств при строительстве автомобильных и железных дорог

В статье С. Кантарелли, Б. ван Вее, Е. Молина, Б. Фливберга (C.C. Cantarelli, B. van Wee, E.J.E. Molin, B. Flyvbjerg) «Different cost performance: different determinants?: The case of cost overruns in Dutch transport infrastructure projects», опубликованной в 22 номере журнала Transport policy, исследуется удорожание крупнейших инфраструктурных проектов в Голландии. Исследованная авторами практика показала, что при строительстве крупной транспортной инфраструктуры фактор времени оказывает значительное влияние на удорожание объекта.

В среднем перерасход в ходе строительства составил 10,6% для железнодорожных проектов, 18,6% для дорог и 21,7% для мостовых конструкций и тоннелей.

Таблица 1. Типы проектов и средний перерасход

Тип проекта Число проектов Средний уровень перерасхода (%)
Дороги 37 18,6
Железные дороги 26 10,6
Конструктивные элементы, в т.ч. 15 21,7
Мосты 7 6,5
Тоннели 8 35
Всего 78 16,5

Источник: Different cost performance: different determinants?: The case of cost overruns in Dutch transport infrastructure projects

К крупнейшим инфраструктурным транспортным проектам исследователи отнесли объекты строительства с 1980 года, суммарная стоимость которых составила более 20 млн евро. Данные о затратах на проект были собраны из самых разных источников, в том числе в ходе личных разговоров с бывшими менеджерами крупнейших проектов, участниками проектных команд, а также из  архивов министерств, баз данных в интернете. Все проекты были подразделены в зависимости от объекта строительства, длительности проекта и его масштаба.

Наименьший объем перерасходов наблюдается в сегменте железных дорог. По мнению авторов исследования, это может быть связано с тем, что железнодорожные проекты в рассматриваемые годы чаще всего представляли собой расширение существующих дорог, ремонты или перекладку существующих путей, а не строительство с нуля. Поскольку оценить стоимость таких работ можно более точно, перерасход по ним наименьший. С другой стороны, большая часть проектов по автодорогам также связана с усовершенствованием существующей инфраструктуры, поэтому списать разницу в уровне перерасходов только на тип строительного проекта нельзя.

Перерасходы в финансировании транспортной инфраструктуры также рассмотрены во временном разрезе. Выяснилось, что наиболее часто непредвиденные затраты возникают на стадии подготовки проекта, а не во время его возведения. Более того, на стадии строительства автодорожные и железнодорожные проекты в Голландии демонстрируют недорасход в размере 3% и 7% соответственно.

В ходе анализа влияния масштаба инфраструктурного объекта (с точки зрения объема затрат) выяснилось, что самые большие в процентном отношении перерасходы демонстрируют самые малые и средние проекты. Зато в абсолютных цифрах на 17 самых крупных проектов пришлась почти половина всех перерасходов.

Рисунок 1. Оценочная стоимость и перерасход по 76 проектам транспортной инфраструктуры

 

Источник: Different cost performance: different determinants?: The case of cost overruns in Dutch transport infrastructure projects

Самый долгий срок реализации у мостов и тоннелей, в среднем длительность работы над такими проектами составляет 9,2 года. Быстрее всего происходит проектирование и строительство железных дорог – в среднем за 6,2 года. Исследование выявило, что уровень  перерасходов находится в прямой зависимости от срока реализации проекта, особенно при строительстве конструктивных элементов транспортной сети – мостов и тоннелей. Практика показывает, что наиболее значимые дополнительные затраты возникают, если окончание строительства проекта со временем откладывается.

Рисунок 2. Срок реализации и перерасход по 78 проектам транспортной инфраструктуры

 

Источник: Different cost performance: different determinants?: The case of cost overruns in Dutch transport infrastructure projects

Важным практическим приложением этого исследования можно считать определение того, какие именно фазы проекта требуют наиболее тщательного планирования с точки зрения затрат. Оказалось, что явно недооценивали стадию проектирования объектов. Она обычно не привлекает внимания при усилиях по оптимизации расходов, но именно здесь чаще всего происходил внеплановый перерасход средств. Значит к ней должно быть обращено дополнительное внимание менеджмента и госорганов, чтобы минимизировать перерасходы на крупных инфраструктурных проектах.

 

1 июля, 2013 г.