Майскую порцию банковской статистики можно охарактеризовать как «осторожно оптимистическую». И этот оптимизм нам дарит пусть небольшой, но рост деловой активности – во всяком случае, её финансовое проявление.
Действительно, позитивная динамика соответствующих индексов является в настоящих условиях своего рода самодостаточной величиной, которая пересиливает не совсем благоприятную статистику, относящуюся к другим аспектам ведения банковского бизнеса. Мы не раз подчёркивали, что именно состояние деловой активности в экономике является важнейшим фактором, влияющим на успешность или неуспешность ведения бизнеса кредитными организациями.
При этом даже не столь важны текущие цифры динамики кредитования, ведь потребность в «здоровых» кредитах возникает только вслед за тем, как предприниматель почувствует и поверит в перспективу своего предприятия, в наличие устойчивого платёжеспособного спроса на производимые товары или оказываемые услуги.
График 1. Динамика избыточных средств на депозитах предприятий, млрд. руб. и прироста кредитов предприятиям год к году, в %
Источник: банковская отчётность, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Поэтому майское снижение объёма совокупного корпоративного кредитного портфеля «в моменте» не должно вызывать слишком уж отрицательных эмоций. Окончательно эти эмоции можно отринуть, если от помесячной динамики обратиться к показателю «год к году». В этом случае обнаружится, что в мае его значение выросло по сравнению с апрелем с 11,8 до 12,5%. Впрочем, при желании и здесь можно найти негативную нотку: на более длинном временном горизонте видно неуклонное снижение темпов роста кредитования реального сектора экономики. Но у нас такого желания нет, поскольку, с нашей точки зрения, здоровое сокращение этих темпов неизмеримо предпочтительнее надувания кредитного пузыря, как это было в 2005-2007 гг.
Аналогично выглядит ситуация и с розничными кредитами. Продолжающееся замедление роста этого сегмента рынка вызывает исключительно положительные эмоции, так как уже в настоящее время закредитованность малосостоятельных слоёв населения превышает разумные пределы, что при торможении экономики грозит существенными социальными проблемами.
График 2. Доля срочных депозитов в средствах физлиц (тренд), в %
Источник: Банк России, банковская отчётность, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ
В этой связи недоумение вызывает позиция властных органов, от которых зависит принятие долгожданного закона, регламентирующего «банкротство» физлиц. Представляется, что законодатели, «маринующие» этот законопроект уже не первый год, заложили тем самым немалую мину под социальную стабильность. Учитывая отнюдь не нулевую вероятность вхождения российской экономики в рецессию уже в текущем году, десятки тысяч человек по всей стране могут оказаться не в состоянии исполнять свои обязательства перед банками, и, что самое плохое, на данный момент не существует отработанной цивилизованной процедуры выхода из подобной ситуации. Не зря мы делаем акцент на слове «отработанная», ведь даже наличие самого совершенного закона не гарантирует правовой идиллии без отточенной судебной практики, а она нарабатывается годами.
Возвращаясь к корпоративному кредитованию, не можем не отметить тенденцию к росту предпочтений к получению займов в иностранной валюте, причём наиболее ярко эта тенденция проявляется в балансах госбанков. По-видимому, этот процесс связан с тем, что кредитная активность сейчас поддерживается в основном предприятиями, завязанными на внешнюю торговлю, в то время как бизнес, работающий внутри России и ориентирующийся на внутренний спрос, ускоренными темпами сокращает свой спрос на банковские кредиты. И именно существование такого водораздела заставляет нас с осторожностью относиться даже к самым оптимистичным статданным.
Дмитрий Мирошниченко
Полный текст обзора «Банки: статистика и экономика», №35, 2013 г.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!