В статье Элизабет Каррид-Хокетт (ElizabethCurrid-Halkett) и Аллена Скотта (AllenJ. Scott) «The geography of celebrity and glamour: Reflections on economy, culture, and desire in the city», опубликованной в 4 выпуске журнала «City, CultureandSociety», исследуется феномен селебрити, его влияние на экономику и культуру городов-кластеров гламура.
XXIвек характеризуется глобализацией культовых персонажей – люди во всех странах легко узнают голливудских актеров или популярных спортсменов. В то же время, эта отрасль культурной индустрии все более неравномерно распределяется территориально, а, значит, и выгоды от культурного капитала достаются населению в разной степени.
Современная культура селебрити родилась вместе с возникновением информационного общества. Креативные индустрии, такие как кино, телевидение, дизайн, музыка занимают все больше места в экономической жизни, становясь драйверами развития регионов и городов. Именно города предъявляют концентрированный спрос на услуги креативных отраслей, притягивая к себе все большее число людей, готовых удовлетворить этот спрос. Единицы, наиболее выдающиеся по каким-либо характеристикам, наиболее подходящие с точки зрения глобального спроса на культурные ценности, становятся «звездами», способными получать сверхприбыль от своей деятельности. Города же становятся пространством, где культурный спрос и предложение оказываются наиболее концентрированными, поэтому именно в городах размещаются креативные кластеры, к которым тяготеют знаменитости.
Индустрии в сфере культуры чаще всего сильно кластеризованы. Такая кластеризация является результатом снижения экстерналий и повышения эффективности от близкого расположения работников и производств медийных отраслей. Базовые механизмы пространственной концентрации культурного воспроизводства практически не отличаются от механизмов, действующих в более традиционных отраслях – именно так возникают Уолл Стрит и Силиконовая Долина, подчеркивают Э. Каррид-Хокет и А. Скотт.
Возможности, ресурсы и информация, сконцентрированные в этих агломерациях, притягивает к себе потенциальные таланты. В результате возникает явление «творческой гравитации», непреодолимого притяжения, которое собирает в городах амбициозных людей, жаждущих славы и признания. Физически этот процесс выражается в масштабных миграциях из периферий в города-центры. Более крупные центры притягивают людей со всего мира, создавай гиперконкурентный и элитный рынок труда. Для потребителя культуры возникает ментальный образ «места продукта», в отличие от традиционного «продукта места», например, Парижская мода, фильмы Болливуда или музыка Нэшвилла.
С явлением концентрации культуры и гламура связаны опасения, что в XXIвеке вся культурная экономика окажется сосредоточена в малом количестве крупнейших городов. Например, в Нью-Йорке живет и работает в 16 раз больше дизайнеров одежды, чем в любой другой городской агломерации в США. Во всех других творческих профессиях в Нью-Йорке также диспропорционально много работников. В Лондоне концентрация работников креативных индустрий (фотографов, работников радио-, кино- и телеиндустрий) не менее, чем в три раза превышает их концентрацию в любом другом городе Великобритании.
Внутри городов происходит своя кластеризация – возникают особенные места, где вероятность встретить звезду наиболее высока. В литературе возник специальный термин города и места «paparazzi-convenient» («удобного для папарацци»), где концентрация звезд и прессы, к взаимной выгоде, упрощает их доступ друг к другу.
Насыщенность культурными смыслами оказывается конкурентным преимуществом городов. Их культурная экономика, включающая, в том числе, звезд, знаменитостей, становится своеобразной городской мифологией, привлекающей к себе людей, создающей мощнейший пласт брендинга места. У человека возникают ассоциации с городом и местом задолго до его посещения. Так, например, ассоциации многих людей связаны со знаком Голливуда, ведь снимок возле этих букв оказывается вожделенным символом близости к звездам.
Помимо этого в таких городах возникают сопутствующие кластеры, наполненные спа-салонами, дорогими парикмахерскими, модными бутиками. Авторы приводят в пример нью-йоркскую Пятую Аверню, Беверли-Хиллс в Голливуде, Мэйфлауер в Лондоне. Это также приводит к возникновению целого класса «сервисного пролетариата», причем, как отмечают авторы, зачастую набранного из «третьего мира», что ведет к росту неравенства.
Развивающиеся страны со временем также испытывают центростремительные процессы культурной экономики, хотя это происходит с некоторым запаздыванием. Например, Китай и Индия стали важными центрами создания и потребления культурной продукции, именно в этих регионах наблюдается самый быстрый рост культуры роскоши и гламура.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!