Поляризация установок учеников в отношении школы исследовалась в Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ, Санкт-Петербург. Руководитель лаборатории Даниил Александров и старший научный сотрудник Валерия Иванюшина в статье «Антишкольная культура и социальные сети школьников» («Вопросы образования» №2‘2013) утверждают, что такая поляризация закрепляется на уровне «клик» – тесных групп общения внутри класса. Внутри одной «клики» – в среднем из 5 человек – бытуют примерно одинаковые представления о школе, что, несомненно, влияет на образовательные успехи учеников.
А вот тип школы – обычная или с углубленным изучением предметов (языковая, математическая, лицей, гимназия), как показывают Александров и Иванюшина, не всегда определяет успеваемость.
Российской школьной системе присуща резкая социальная стратификация. Стандартные школы явно отличаются от гимназий, лицеев и спецшкол по текущей успеваемости, результатам единых государственных экзаменов и по числу учеников, покидающих школу после 9-го класса.
Однако и внутри одной школы социальная среда неоднородна – она «атомизируется» на множество микрогрупп. Исследование восприятия школьной учебы на уровне таких «клик» проведено впервые.
Александров и Иванюшина опросили 7063 учащихся 9-10 классов из 104-х государственных общеобразовательных школ Санкт-Петербурга весной 2010 г. Был использован метод сетевого анализа – выявлены узкие группы общения в рамках одного класса, то, что на молодежном сленге называется «тусовками».
В «барометре» настроений учеников была шкала из 8 суждений, выражающих целую гамму их чувств по отношению к школе – от отторжения до энтузиазма. Некоторые утверждения мотивируют отношение к учебе перспективами, например: «Только с хорошим образованием можно получить хорошую работу». Есть и такие размышления, которые «переводят стрелки» на родителей и учителей: для них оценки якобы важнее, чем для самого ученика. Наконец, есть мнения, передающие лишь точку зрения родителей: «Я готов ездить в школу далеко от дома, если она хорошая».
В исследовании также учитывались средний балл успеваемости ученика, социально-экономический статус его семьи, образование родителей, статус иноэтничного мигранта (для семей из стран Центральной Азии и Закавказья, для которых русский язык – неродной) и тип школы.
В обычных школах уровень «прошкольных настроений» несколько ниже, установили Александров и Иванюшина. Исследователи уточняют особенности таких школ: социально-экономический статус семей учеников там ниже, высшее образование у родителей встречается реже, успеваемость – хуже.
У учащихся школ с углубленным преподаванием, напротив, «более высокий уровень прошкольных аттитюдов». Установки в пользу учебы положительно связаны с более высоким социально-профессиональным статусом семьи и высшим образованием у родителей. Кроме того, отношение к школе лучше у девочек и у детей-мигрантов, добавляют авторы работы.
Они обнаружили любопытный эффект: «При введении контрольных переменных индивидуального уровня полностью исчезает эффект школы». То есть уровень «прошкольных аттитюдов» определяется индивидуальными и семейными характеристиками ученика.
Небольшие группы друзей придерживаются примерно одинаковых образовательных установок. К такому выводу авторы работы пришли, построив для исследования связи между прошкольными ориентирами и успеваемостью трехуровневую модель: индивид – клика – школа.
Оказалось, что на уровень школы приходится лишь 7% вариации зависимой переменной. А на уровень клик – 18%, что уже статистически значимо.
Результаты трактуются так: у учеников с выровненными социально-демографическими характеристиками и одинаковым уровнем мотивации, обучающихся в школах одного типа, уровень прошкольных настроений их друзей существенно влияет на образовательный результат.
Иными словами, показатели отношение к школе на уровне клики положительно связано с успеваемостью ученика (при контроле по индивидуальным аттитюдам).
Логика тут вполне проста, объясняется в работе: школьники, которые тесно общаются и много времени проводят вместе, вырабатывают общие представления и ценности. Они могут отличаться от представлений других дружеских компаний в пределах одной школы.
Если установки учеников действительно варьируются от одной «тусовки» к другой, то возможны крайности, диаметрально противоположные представления о школе. Таким образом, заключают авторы статьи, среднестатистические умонастроения по школе (так называемая «школьная культура») могут маскировать существенную поляризацию ориентиров в группах подростков.
См. также:
Американские рецепты для российской педагогики
Наша новая школа: лучший мир с неопределенными очертаниями
Каких оценок заслуживает образование
Не каждый год делает учащихся грамотнее
Иванюшина В.А., Александров Д.А. Межэтническое общение в российских школах: изучение методом сетевого диадного анализа // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2012. № 35. С. 29-56.
Константиновский Д.Л. Динамика неравенства: Российская молодежь в меняющемся обществе: Ориентации и пути в сфере образования. М.: УРСС, 1998.
Alexandrov D., Baranova V., Ivaniushina V. Migrant children in Russia. I. Migration, ethnicity and segregation in St. Petersburg / Sociology of Education and Science Laboratory Working Papers, SESL WP 001, St.Petersburg. 2012.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!