Число газет снижается в большинстве стран ОЭСР. Между тем, разнообразная и независимая пресса является важным каналом информации для избирателей, а также эффективным инструментом контроля за деятельностью политиков. К такому выводу пришли итальянские эксперты в исследовании «Встреча с прессой: как изменение количества газет влияет на поведение избирателей и политиков», опубликованном Институтом изучения рынка труда (Германия, Бонн). Они попытались оценить влияние появления и закрытия газет на политические предпочтения избирателей, явку на выборы, эффективность работы муниципалитетов на примере Италии.
Проведенный анализ основывается на исследовании количества новостных источников для 664 муниципалитетов Италии с населением более 15 тысяч жителей в период 1993-2010 годов.
В качестве новостных источников рассматривались две группы газет, в том числе существующих в электронном виде. Во-первых, это общенациональные газеты, которые могут иметь местные издания в качестве своих филиалов. Во-вторых, это местные газеты, распространяющиеся в одном или нескольких муниципалитетах.
Авторы рассматривали только те газеты, периодичность издания которых составляет более четырех раз в неделю. Кроме этого, из рассмотрения исключены зарубежные издания, издания, не содержащие новостные колонки, и издания, принадлежащие политическим партиям.
За этот период появилось 1021 и исчезло 80 газет. Другими словами, в среднем, в каждом городе появилось 1,53 и исчезло 0,12 газеты. Появление газет характеризуется достаточно равномерным распределением по территории страны. Зависимость разнообразия газет и электоральных циклов отражена на рис. 1.
Рисунок 1. Зависимость появления и исчезновения газет от электорального цикла
Примечание: график показывает количество появившихся и исчезнувших газет (по вертикали) в год выборов и на один или два года ранее и позднее выборов (по горизонтали).
Источник: исследование «Встреча с прессой: как изменение количества газет влияет на поведение избирателей и политиков».
Авторы учитывали тираж газет и предположили, что каждую копию прочитает два пользователя. В итальянских муниципалитетах газеты до сих пор остаются важным источником политической информации на местном уровне. Количество новостей о местной политике, освещаемых общенациональными газетами, как правило, ниже, чем у местных газет.
Итальянские муниципалитеты отвечают за широкий спектр услуг – обеспечение инфраструктурой, жильем, социальную политику, безопасность, так что полномочия мэра достаточно широки и значение выборов для жизни муниципалитета велико.
Исследование началось с 1993 года. В это время была принята новая избирательная система в итальянских муниципалитетах. Выборы мэры стали проходить с помощью прямого голосования. В период 1993-2000 годов мэры избирались сроком на четыре года, затем срок был увеличен до пяти лет. Один мэр мог быть главой города в течение двух избирательных сроков.
Появление газеты на рынке местных новостей увеличивает явку на выборых в среднем на 0,6%, показало исследование. Количество читателей увеличиваетсяна 11%. Увеличение новостного потока положительно сказывается на возможности переизбрания мэра. Вероятность этого события возрастает на 10,7%. При этом в течение первого срока мэра местные газеты значительно влияют на эффективность работы местного правительства.
Обсуждение деятельности мэра в газетах приводит к большей подотчетности и, в итоге, повышает эффективность работы муниципалитета. Этот показатель был оценен количественно с помощью двух критериев- исполнения доходной части муниципального бюджета (то есть соотношения между собранными доходами и всеми бюджетными доходами, которые муниципалитет должен собрать в течение бюджетного года) и степени исполнения расходной части муниципального бюджета (то есть соотношение между фактически осуществленными расходами и расходами, которые муниципалитет должен осуществить в течение бюджетного года).
Исследование показало, что при обсуждении деятельности муниципалитета в местной прессе, эффективность его работы возрастает. Так, например, увеличивается степень исполнения доходной части муниципального бюджета.
Также авторы собрали информацию об избранных политиках – пол, возраст, образование, опыт работы, политические взгляды. Однако, анализ показал, что зависимости между разнообразием прессы и данными параметрами нет.
Получается, что газеты не имеют существенного влияния на выбор того или иного политика, но они играют важную роль в сохранении их подотчетности. Влияние прессы на эффективность работы местного правительства больше, в течение первого срока работы мэра, когда у него впереди необходимость переизбрания.
Результаты исследования показывают, что развитие конкуренции на рынке газет может оказать положительное влияние на участие в выборах и деятельность органов местного самоуправления.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!