Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и ИСИЭЗ ВШЭ представили доклад ЮНИДО о промышленной конкурентоспособности стран. Он посвящен индексу конкурентоспособности промышленного производства (Competitive Industrial Performance (CIP) Index), который рассчитывается организацией уже десять лет. Последняя версия индекса содержит данные за 2012 год.
В докладе ЮНИДО страны ранжируются по величине индекса, который показывает их относительное положение в мире с точки зрения возможностей промышленного производства, технологической модернизации и обновления капитала, влияния на мировое производство и торговлю.
При построении рейтинга используются восемь показателей, сгруппированных в три группы:
«Такие характеристики рейтинга как объективность и нацеленность на мониторинг состояния высокотехнологичных секторов позволяют его использовать как критерий оценки качества регулятивного воздействия национальных правительств», – отмечает заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
Несмотря на двукратное улучшение позиций в рейтинге конкурентоспособности промышленного производства ЮНИДО, Россия признана одной из самых отсталых в области высоких технологий.
Как следует из доклада, мировыми промышленными лидерами по итогам 2012 года стали страны с высоким уровнем подушевого дохода. «Наверху рейтинга находятся страны с высоким уровнем подушевого дохода – это Германия, США, Франция и Китай. Середину рейтинга занимают индустриальные страны – это Россия, Филиппины, Индия, Бразилия. А внизу рейтинга в основном африканские страны», – отметил директор отделения политики экономического развития, статистики и исследовательской деятельности ЮНИДО Людовико Алкорта. Наибольшего прогресса с 2000-го года достигли Вьетнам, Китай, Кувейт, Индия и Республика Корея.
Россия в рейтинге заняла 36-е место. Десятилетие назад ее показатель был почти вдвое хуже (66-е место). По словам Алкорты, рывок произошел благодаря значительному росту объемов промышленного производства и увеличению экспорта промышленной продукции. В то же время, констатировали авторы доклада, доля высокотехнологичной промышленности в России не только не возросла, но, напротив, уменьшилась. Несмотря на двукратное улучшение позиций в рейтинге конкурентоспособности промышленного производства ЮНИДО, Россия признана одной из самых отсталых в области высоких технологий. Например, доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте за десять лет сократилась почти в два раза – до 23%. Для сравнения: высокотехнологичный экспорт Китая составляет 60%. «Россия единственная страна БРИКС, где структура производства стала менее высокотехнологичной, чем была ранее», – констатировал Алкорта.
Как подчеркнул Валерий Миронов, высокое место России в общем рейтинге и одновременное снижение новых технологий объясняется скорее не развитой индустриализацией страны, а влиянием благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. «На фоне высокой стоимости нефти (100 долларов за баррель) происходили рост экспорта нефтепродуктов, укрепление национальной валюты и раздувание доходов. В связи с этим надо учитывать “хрупкость” достижений нашей страны и понимать, что “голландская болезнь” в России не вылечена», – отметил Миронов.
По его словам, в России большой дисбаланс конкурентных преимуществ. Сила – в большой доле среднетехнологичного экспорта (нефтепереработки), слабость – в усиливающемся оттоке капитала и нежелании инвестировать в производство новых технологий.
По мнению специалиста, для дальнейшего развития России стоит ориентироваться на страны с близким уровнем подушевого потребления и ВВП, а также на более развитые страны, которые раньше были сырьевыми, – Канада, Австралия. «Нам стоит уделять внимание не только росту машиностроения, но и развитию человеческого капитала и уровня переработки сырья», – добавил Миронов.
Заведующий лабораторией анализа и прогнозирования развития промышленности Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников считает, что выводы доклада ЮНИДО не совсем корректны. «Например, “сборочные” страны оказываются более конкурентоспособны, чем страны, реально производящие новые технологии, однако по показателю добавленной стоимости они сильно отстают от своих сильнейших конкурентов. А в рейтинге ЮНИДО это не учитывается. Там Словакия более развитая промышленная страна, чем Израиль, чего быть не может», – отметил экономист.
Комментирует заместитель директора Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов:
Разгадка парадокса рейтинга ЮНИДО проста: относительно ВВП «заграничная экономика» России, построенная на оттоке прямых иностранных инвестиций, кратно больше, например, китайской. Россия, начиная с середины 1990-х годов прошлого века, заметно опережает остальные стран БРИКС по уровню оттока прямых иностранных инвестиций за рубеж относительно ВВП. Объем накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику к началу 2012 года составил 508,9 млрд долларов, а российских инвестиций за рубеж – 413,1 млрд долларов. Это больше, чем у Бразилии и Индии.
Таким образом, почти на две трети прирост вклада России в мировые цепочки добавленной стоимости объясняется укреплением реального курса рубля, которое обуславливалось ростом нефтяных цен.
По сравнению с развитыми сырьевыми странами в России «занижена» доля не только секторов, ответственных за развитие человеческого капитала, и машиностроения, но и обработки сырья (что выглядит противоестественно для «сырьевой сверхдержавы»). По сравнению со странами с близким уровнем подушевого ВВП Россия имеет такую отраслевую структуру, в которой ниже доля обрабатывающей промышленности (особенно машиностроения), финансов (несмотря на рекордный рост в 2000-е годы), индустрии туризма, строительства, образования.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!