В среднем российские горожане ходят в магазин за покупками два-три раза в неделю. Подавляющие большинство жителей городов (69%) предпочитают магазины недалеко от дома. Это выяснили эксперты исследовательского холдинга Ромир в ходе анализа трендов потребительского поведения россиян. Результаты исследования были представлены 9 октября на круглом столе в НИУ ВШЭ, организованном Ромир и Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
В исследовании авторы представили портрет современного российского покупателя. Его средняя месячная зарплата, по данным Ромир, составляет 30245 рублей. За один поход в магазин он тратит в среднем 505 рублей. Всего на покупку продовольственных и непродовольственных товаров россияне расходуют примерно половину своих доходов. Большинство российских семей (75%) имеют автомобиль, три четверти из них владеют иномарками. Нередко российские покупатели, приходя в магазины, делают незапланированные покупки. В этом признались 65% респондентов. Со списками в торговые заведения ходят 41% россиян, 49% утверждают, что всегда знают, что необходимо купить.
Изучая потребительские предпочтения россиян при покупке продуктов питания, сотрудники Ромир выяснили, что более половины россиян (58%) за экопродукты готовы платить больше. Возможно поэтому, если исходить из результатов исследования, россияне все чаще посещают рынки. Количество походов россиян на рынок, по данным опросов, увеличилось в полтора раза в первой половине 2013 года по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. При этом средний чек за продукты, покупаемые на рынке, вырос на 27% – с 282 до 359 рублей. «Это динамика не только полугодия, а последних трех лет. Люди предпочитают брендированным товарам свежую продукцию, что называется, с грядок», – рассказала руководитель департамента панельных исследований холдинга Ромир Инна Афанасенко. По ее мнению, рост популярности рынков связан и с постепенным развитием малого фермерского бизнеса.
Но это тенденция касается небольших городов, считает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова. По ее мнению, в предпочтении покупателями рынка магазинам большую роль играет цена, которая, как отмечает эксперт, пожалуй, для 70% российского населения имеет значение. «В городах с численностью населения более миллиона человек достаточно дисконтных торговых сетей, которые позволяют людям приобретать продукты по невысоким ценам», – говорит она. Что касается не крупных городов, то там и раньше люди ходили на рынки. Тенденция роста рыночных трат, по ее мнению, может быть связана с увеличением цен на продукты в супермаркетах.
Другая тенденция, которую выявили эксперты Ромир, связана с ростом частоты посещений россиянами торговых заведений, как традиционных – магазинов с прилавками, так и современных – дискаунтеров, гипермаркетов и супермаркетов. Средняя частота посещений россиянами магазинов во втором полугодии 2013 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросла на 19%.
При этом, как отмечают авторы исследования, сократилось количество покупаемых товаров за один приход в торговое заведение. Средний чек по сравнению с первым полугодием 2012 года упал по рынку в целомна 1,3%, говорится в исследовании. «Люди приходят в магазины в поисках более выгодных предложений. Покупатель готов потратить больше времени, чтобы сэкономить деньги. Растет популярность покупок по промоакциям», – рассказала Инна Афанасенко. Примерно 21% покупателей постоянно покупают товары по промоакциям, и среди них отсутствует лояльность к каким-либо определенным брендам, отметила она.
Кроме цены, для покупателей большую важность в последнее время приобрели такие факторы, как удобство расположения магазина и ассортимент товаров, рассказала Афанасенко. Авторы исследования акцентируют внимание на том, что люди стали чаще посещать гипермаркеты. По их мнению, это связано, в том числе, с тем, что гипермаркеты стали более доступны территориально.
Снижение трат на покупку одежды и обуви – еще одна особенность потребительского поведения россиян, отметили эксперты. По данным Ромир, расходы на приобретение этих товаров уменьшились на 9% в первом полугодии 2013 года по сравнению с тем же периодом 2012 года. «Произошло потребительское насыщение, у людей уже нет желания покупать все подряд, времена безумного шопинга прошли», – считает Инна Афанасенко. Причиной сокращения непродовольственных трат также могут быть отсутствие индексации зарплат и негативные потребительские ожидания, добавляет Татьяна Комиссарова.
Интересно, что сокращая расходы на одежду и обувь, россияне, судя по всему, не готовы меньше пить и курить. Напротив, доля трат на алкоголь и табак в последние годы, по данным Ромир, только растет.
Полный текст презентации «Актуальные тренды потребительского поведения россиян»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!