Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

10 лучших лекций проекта НИУ ВШЭ «Университет, открытый городу»

10 лучших лекций проекта НИУ ВШЭ «Университет, открытый городу»

Секреты развития лидерства, популярность низких жанров в культуре, место русского языка в мире, европейское влияние и китайский национализм, игры экономистов и другие актуальные для экономической, социальной, гуманитарной и политической повестки дня лекции были проведены в 2013 году в рамках проекта НИУ ВШЭ «Университет, открытый городу». ОPEC.ru составил десятку наиболее интересных лекций

Высшая школа экономики давно уже не сугубо экономический вуз, а классический университет, проводящий множество открытых лекций, семинаров и мастер-классов. Отсутствие единого кампуса, разбросанность учебных корпусов по городу не всегда позволяет НИУ ВШЭ принимать у себя всех желающих, поэтому Вышка решила «выйти из своих стен».

Этим летом профессора и преподаватели Высшей школы экономики провели в парке Горького серию бесплатных научно-популярных лекций, посвященных различным областям знаний – от лингвистики и литературы до экономики. Проект «Университет, открытый городу» стал настолько популярным, что с наступлением холодов его решили не сворачивать, и с сентября преподаватели Вышки стали выступать с лекциями в разных музеях Москвы.

OPEC.ru отобрал десять наиболее ярких лекций, проведенных в Парке Горького и московских музеях в 2013 году.

1) 1 июля в рамках открытого лектория Высшей школы экономики в Парке Горького заведующий кафедрой психоанализа и бизнес-консультирования НИУ ВШЭ Андрей Россохин выступил с лекцией «Секреты развития лидерства».

Что важнее для эффективного лидера – контроль над собой и обстоятельствами или умение «отпускать» ситуацию, позволяя своему бессознательному находить лучшие пути решения проблемы? На этот вопрос мало кто может дать однозначный ответ. По мнению Андрея Россохина, для лидера важно и то, и другое: чувствовать баланс между контролем над ситуацией и способностью прислушиваться к своему бессознательному. Яркий пример тому – Ингвар Кампрад, основатель компании IKEA. Он всегда знал, где находится «золотая середина» между решительными действиями и умением вовремя ослабить контроль.

2) 8 июля в рамках открытого лектория ВШЭ в Парке Горького профессор факультета медиакоммуникаций и ведущий программы «Тем временем» телеканала «Культура» Александр Архангельский рассказал о том, что такое культурная политика, насколько она важна и как должна развиваться.

По словам Александра Архангельского, ядро русской культуры – это ее литература. В той или иной степени ее знает все население страны, и представление о русской литературе как о наследии всемирного значения прививается многим из нас с детства. Это отражается на специфике мировосприятия русского человека.

Немалое влияние оказала на современное население России и культура СССР. Стремление к равенству и справедливости, трудолюбие и другие основные ценности советского человека до сих пор серьезно влияют на поведение многих из нас. Типичным порождением советской культуры были парки культуры и отдыха – они полностью соответствовали общепринятым представлениям о наилучшем досуге для детей. В начале 1990-х годов реальность резко изменилась, и парки превратились в «черные дыры»: муниципальным властям было не до них, да и мало кто представлял, какими должны быть новые парки. Только недавно началось развитие в верном направлении главного парка столицы – Парка имени Горького. Он стал популярным местом встречи, появились возможности интересного досуга спортсменов, танцоров, интеллектуалов, поклонников современного искусства.

3) С лекцией о том, как «не потерять себя в эпоху изменений», 15 июля в Парке Горького выступил доцент факультета психологии НИУ ВШЭ Алексей Улановский.

Привычная на протяжении большей части XX века структура семейной жизни и карьеры человека в последние десятилетия сильно изменилась. Весь прошлый век, по словам Алексея Улановского, был «попыткой максимально типологизировать жизнь человека», расписать, что и когда ему нужно делать. Теперь же все больше людей предпочитают «фриланс» длительной работе на одном и том же месте, вместо карьерной «лестницы» пользуются «лифтом», позволяющим перескочить сразу несколько «этажей», учатся всю жизнь, взрослеют позже, заводят семью после тридцати. Вслед за этими изменениями меняются и психологические теории карьерного и семейного поведения.

Эти сдвиги, по мнению Улановского, в значительной степени обусловлены развитием философии постмодернизма, а также социального конструктивизма, согласно которым не существует единственно верных теорий чего бы то ни было, есть множество равноценных способов жизни. К тому же знания по профессии устаревают в течение нескольких лет, появляются новые профессии, карьера становится «калейдоскопической» и напоминает портфолио – люди работают одновременно на разных направлениях. Современная карьера в каком-то смысле междисциплинарна, требует разных навыков и умения сработаться в команде с абсолютно разными профессионалами. В связи с этим карьера уже представляет собой не лестницу, по которой тяжело взбираться, а путешествие – долгое и во многом непредсказуемое, но очень интересное.

4) 29 июля в Парке Горького доцент факультета философии НИУ ВШЭ Александр Павлов рассказал о взаимосвязи «низких» и «высоких» жанров в культуре.

«Сортирный» юмор, построенный на описании естественных физиологических процессов, по-прежнему у многих вызывает отторжение. Тем не менее, его используют в своих картинах даже элитарные режиссеры. Темы, отторгаемые обществом, характерны и для высокой культуры – запретный плод всегда сладок. Делать вид, что этих тем вовсе нет – обманывать себя. «Главное, что нужно понять: все, что связано с телесностью, будет существовать, пока на это есть запрос», – считает Александр Павлов.

5) 19 августа в лектории ВШЭ в Парке Горького о «моде» на историю рассказал журналист, автор документальных исторических фильмов Николай Сванидзе.

По его мнению, в России существует определенная презумпция правоты власти, что бы она ни делала. С одной стороны, оспаривать существовавший голод, репрессии, войны власть не может, но с другой – продолжает навязывать обществу идею о том, что всякий раз Россия выходила из проблем еще более величественной, могучей и уважаемой другими народами. При этом люди в массе своей интересуются историей не только для того, чтобы понять, что происходило, но и для того, чтобы найти подтверждение собственным убеждениям, подчас самым нелепым.

Неподдельный интерес общества к событиям прошлого умело использует власть, которая всегда готова обратить узловые исторические эпизоды в свою пользу. «Осуждать государство за это нельзя, – заметил Николай Сванидзе. – Однако иметь это в виду просто необходимо».

6) 2 сентября филолог, лингвист, теоретик культуры, профессор факультета филологии НИУ ВШЭ Гасан Гусейнов выступил в Парке Горького с лекцией «Русский язык как глобальный ресурс и новые технологии».

Он рассказал о том, почему один язык становится глобальным и получает статус международного, а другой нет, и что помешало русскому языку завоевать достойное место в мире.

По мнению Гусейнова, язык – это не только инструмент, который мы используем каждый день, но и материал, вне которого нас не существует, а для того чтобы мы могли двигаться дальше, есть «чужой» язык. «Есть языки, которые готовы к свободе больше, нежели другие, точно также как и поколения людей, – считает специалист. – Английский стал столь популярным и глобальным, потому что оказался более готовым к свободе».

Русский язык не стал глобальным, поскольку государство не обеспечило для носителей русского языка условий, при которых они относились бы к родному языку как к ценному ресурсу. В современной России нет авторитетных институций, к которым прислушивалось бы население, для определения способа и характера пользования родным языком. Зато существует множество запретов без объяснения, почему нельзя. «Мы живем в условиях, когда значительная часть населения использует нецензурную лексику совершенно свободно как необходимое сопровождение коммуникации, но изучать этот сегмент языка официально, тем не менее, запрещено», – отметил Гасан Гусейнов.

7) 26 сентября заведующий отделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов открыл «музейные четверги», прочитав лекцию «Вечное противостояние: Европа и национализм в Китае».

В Европе китайское государство долгое время считалось отсталым, однако сегодня западный мир вынужден признать превосходство экономики Китая. Причину стабильности и роста в Поднебесной многие ищут в демографическом факторе, кто-то пытается рассуждать о заговорах, а некоторые полагают, что главная причина – в мистической китайской культуре. Алексей Маслов объясняет мощь Китая тремя факторами, которые были присущи стране всегда: отличными от других стран моделями социально-экономического развития и религиозной жизни и развитой моделью поддержания дискуссии в обществе.

«Долгое время считалось, что Китай – жесткое монархическое государство, в котором никто не имел права голоса. Однако это не так. Созданные в Китае академии (самая известная Ханьлинь, VII век), принимали любую критику в адрес государства. Таким образом, интеллектуальная свобода мысли позволяла китайской элите совершенствовать себя и общество», – объясняет Маслов. С приходом на территорию Поднебесной европейцев в ХIХ веке, лидирующий по всем показателям Китай проиграл за 30 лет все. Китай получил европейскую модель развития. Однако ни европейская, ни, позже, советская модель развития китайцам не подошла. Сегодня Китай вернулся к своей традиционной модели экономического развития и активно набирает обороты.

8) 24 октября в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей старший преподаватель кафедры микроэкономического анализа ВШЭ Данил Федоровых рассказал о том, какие игры изучают экономисты.

Игра в понимании экономистов – любая ситуация, в которой то, что каждый агент получит, зависит не только от его действий, но и от действий других людей, вовлеченных в ситуацию. Таким образом, игра это всегда столкновение интересов агентов, рассказал Данил Федоровых. У каждого игрока есть стратегия – действия, которые он предпримет во всех возможных ситуациях, которые могут случиться в игре. «Если мы знаем, какие стратегии выбрали игроки, а в игре нет каких-либо случайных обстоятельств, мы точно можем определить ее исход», – отметил он. Чтобы увеличить свой шанс на победу, иногда стоит использовать смешанную стратегию, считает Федоровых, – ситуация, в которой игрок выбирает действие случайным образом. Не стоит забывать и о том, что каждая чистая стратегия является частным случаем смешанной.

9) 31 октября ординарный профессор НИУ ВШЭ Марк Урнов выступил в Еврейском музее и центре толерантности с лекцией на тему трансформации идеи великодержавности в советское и постсоветское время.

Подробно проанализировав идеи великодержавности России в царское и советское время, Марк Урнов делает вывод: в последние десятилетия страна научилась более адекватно воспринимать себя. Однако процесс потери имиджа и положения великой державы – болезненный. Его претерпела, к примеру, Великобритания, которая прекратила называть себя Great Britain и стала называться United Kingdom, отметил Урнов. Как пройдет этот непростой путь Россия, покажет будущее. В любом случае, за последние 60 лет страна научилась более трезво смотреть на себя. Это вселяет надежду на то, что взамен великодержавности будет выработана альтернативная национальная идея, способная объединять население страны.

10) 5 декабря в Сахаровском центре профессор кафедры судебной власти и организации правосудия ВШЭ Сергей Пашин прочел лекцию «Народное участие в отправлении правосудия: формы и смысл».

Систему присяжных заседателей часто обвиняют в некомпетентности. У каждого есть право стать присяжным заседателем, но довольно часто это право не реализуется, потому что человеку для выполнения своего гражданского долга необходимо уйти с работы, выполнить целую серию обязательств. При этом отбор в присяжные идет не совсем правильным путем.

Существует мнение, что суд присяжных вообще не нужен. По мнению Сергея Пашина, это совсем не так. «Зачем хирургу зрители? Если хирург скверный, так ему лучше и впрямь без свидетелей резать», – пояснил он.

Присяжные в высшей степени компетентны, ибо для решения вопроса о том, что было и доказано ли то, что было, не надо быть филологом или юристом, окончить университет. Для этого всего лишь нужно обладать здравым житейским смыслом, которым мы руководствуемся в повседневной жизни. Ведь, чтобы управлять автомобилем, шофером быть не надо.

 

23 декабря, 2013 г.