Казалось бы, демократический потенциал информационно-коммуникационных технологий неисчерпаем. В интернет-прессе, блогах и соцсетях идет публичный обмен мнениями, объединяются единомышленники, отчасти решаются значимые проблемы. Это ресурс гражданского общества, площадка для «разговора» общества и власти, а значит, и некий задел для взаимопонимания, считает аспирант кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Елена Габриелова. Однако безоглядно идеализировать новые медиа не стоит. Нужно признать, что они способны мощнее управлять сознанием людей. Этим активно пользуются политики, проводя свои инициативы. Елена Габриелова рисует «портрет» сетевых информационных ресурсов, который позволяет доказать ряд их преимуществ перед традиционными СМИ.
В печатной прессе статьи по заказу рекламодателей нередко подаются «под соусом» социальной значимости, замечает исследователь. СМИ, идущие по пути такой «профессиональной симуляции», становятся маркетинговым агентством корпораций или отделом пропаганды политических структур, подчеркивает Габриелова. Очевидна тенденция продажи рекламодателю не только «полос» в изданиях, но и части самого контента. «Тематические вкладки ведущих деловых изданий зачастую создаются не под читательский запрос, а под тематическую рекламу», – пишет автор доклада. Тем самым, считает Габриелова, меняется «экономическая модель работы с информацией». То есть оплачивать информацию скоро будет распространитель, а не получатель.
Новые медиа, напротив, всячески демонстрируют установку на персонализацию информации. Такая адресность «просвещения» пользователя предполагает работу трех фильтров, отметила автор доклада:
Благодаря такой активной работе с читателями, новые медиа все успешнее конкурируют с традиционными. Елена Габриелова приводит пример торжества интернет-СМИ, который явственно показал, что в новой информационной среде читатель вполне может обходиться без традиционной прессы, телевидения и радио. Пример позаимствован у теоретика медиа, автора концепции «вирусного редактора» Андрея Мирошниченко.
Пример Мирошниченко иллюстрирует «самопроизводство» интернет-контента в ситуации с падением метеорита в Челябинске в феврале 2013 года. Один из знакомых медиа-эксперта разместил в интернете вопрос о деталях происшедшего через две минуты после падения метеорита. В ответ пошел поток видео, фото и текстовых свидетельств от «собственных корреспондентов» интернета с мест. Подключились и добровольные медиаобозреватели, которые отслеживали хронологию появления информации о метеорите в ведущих информагентствах – РИА Новости и «Интерфаксе». В результате у читателя не было необходимости заходить на сайты известных СМИ. «Вирусный редактор показал через ленту достаточное количество свежих фотографий и видео», – поясняет Елена Габриелова.
Другой пример превосходства новых медиа связан с социальной сетью Storify, созданной американскими специалистами. Она позволяет создавать свои сообщения в интернете, используя такие ресурсы, как Twitter, Google, Youtube, Flickr. Так или иначе, Storify дает целый спектр материалов по заданной пользователем теме. «Такой ресурс может стать серьезным конкурентом для СМИ, так как информация размещается в краткие сроки и собирает материал из широкого круга источников, тем самым предоставляя полномасштабную картину события», – полагает Елена Габриелова.
Кстати, это суждение акцентирует важнейшие преимущества новых медиа – быстроту их реакции и максимальный объем информации.
Габриелова перечисляет остальные достоинства, которыми не только в теории, но и на практике обладают сетевые СМИ:
Интернет-ресурсы мобильны во всех смыслах этого слова. И в плане их маневренности – мультимедийности, производства контента для разных каналов восприятия (аудио-, видео-, текст), и в плане появления их в мобильных телефонах. «Появляются новые возможности доступа к новостным сайтам посредством мобильных приложений», – замечает исследователь. А так как аудитория мобильных устройств растет, этот сервис набирает все большую популярность.
Новые медиа интерактивны, цитирует Габриелова заведующего научно-учебной лабораторией исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ Иосифа Дзялошинского. Сетевые СМИ развивают симметричные двусторонние коммуникации по принципу «многие-многим»: пользователи взаимодействуют друг с другом и модифицируют контент. Понятие авторства размывается.
Фактически IT-технологии позволили создать «новую модель социальной коммуникации», которая предполагает «равноправный и максимально полный обмен сведениями о процессах, происходящих в обществе». Речь идет и о публичных дискуссиях, и даже о частичном решении проблем «всем миром».
Контент в новых медиа не статичен – он постоянно обновляется в режиме реального времени. Правда, уточняет Габриелова, тут возникает вопрос ценности информации. Ее избыток и легкость распространения обесценивают ее, приводит исследователь мнение Мирошниченко.
Сетевые ресурсы весьма демократичны с точки зрения отбора контента. В них в ход идут не только профессиональные продукты СМИ (новости и аналитика информагентств, фото, передачи и пр.), но и материалы так называемой гражданской журналистики. Елена Габриелова выделяет несколько видов такого контента:
Любительский контент во многом связан с конвергенцией медиаресурсов.
Слияние технологий, которое позволяет разным техническим носителям (кабельным и телефонным сетям, беспроводной спутниковой связи и пр.) доставлять информацию потребителю, перевод контента в цифровую форму, слияние различных медиа (мультимедийность информагентств, радио в Интернете, видео по каналу кабельного ТВ и пр.) и интеграция СМИ с телекоммуникационным сектором – все это проявления конвергенции медиаресурсов.
По сути, это компромиссная и универсальная форма существования средств массовой информации. «Печатные издания массово переходят в интернет, образуя свои собственные новостные сайты. Зачастую содержание газеты попросту дублируется на цифровом носителе», – замечает Елена Габриелова.
Впрочем, есть и любопытный пример обратного перехода от «цифры» к «буквам». В Санкт-Петербурге распространяется газета «The Printed Blog», содержание которой составляет информация из блогов и иных онлайн-ресурсов.
Пользователи интернет-ресурсов иначе относятся к информации. Для них она представляет собой некий полуфабрикат, который тиражируется, комментируется и переделывается («редактируется») в Сети. Так возникает эффект «вирусного редактора» – некоего совокупного искусственного интеллекта, «нейронами» которого как раз и оказываются интернет-пользователи (такую метафору использует Андрей Мирошниченко).
«Меняются формы потребления контента – от пассивного потребления по заданной программе к нелинейному программированию и самопрограммированию, персонализации и интерактивности, а также к расширению участия пользователей в креативной деятельности, создании и переработке контента», – пишет Елена Габриелова.
В связи с этим будущее СМИ, как это ни парадоксально, во многом зависит от технического усовершенствования гаджетов. «Приоритетами в развитии средств приема контента являются мобильность, многофункциональность и индивидуализация технических устройств, таких, как мобильные телефоны и планшеты, имеющие доступ к глобальной сети», – подводит итог исследователь.
См. также:
Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и ТВ, революция и контрреволюция
Блогосфера демонстрирует живучесть
Отражение реформы РАН в зеркале соцсетей
Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы. Материалы научно-практической конференции (26-27 апреля 2013 г.)
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!