У девочек популярность среди сверстников во многом зависит от успеваемости. Это правило работает и в классах, настроенных на хорошую учебу, и в низкомотивированных классах, установили сотрудники Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ – СПб Даниил Александров, Валерия Иванюшина и Вера Титкова.
У мальчиков картина сложнее, отмечают исследователи в статье «Популярность школьников и образовательная среда школы», опубликованной в последнем номере журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования». Мальчики двойственно относятся к агрессии. И то, что не ассоциируется у них с мужественностью, – например, хорошие отметки, снижает «рейтинги» отличников среди одноклассников. В классах, равнодушных к учебе, «первые ученики» оказываются изгоями.
По степени популярности отличников в классе можно судить и о самой школе – о том, насколько декларируемые ею образовательные цели реализуются в ее академической среде и сообразуются с установками учеников. В классах, где подростковые ценности идут вразрез со школьными, социальный статус хороших учеников будет низким. В таких проблемных коллективах для создания прошкольной культуры нужны особые усилия.
Базой для исследования послужили данные опроса в Санкт-Петербурге в 2010 году, в котором участвовали 5904 ученика восьмых-десятых классов (14-16 лет) 101 школы.
Отношение к отличникам во многом зависит от школы и класса, подчеркивают исследователи. В одних школах такие учащиеся маргинализируются, потому что их сверстники не видят смысла в учебе. В других классах к хорошим ученикам обращаются за помощью, и академические достижения повышают их статус среди одноклассников. Определить статус школьника в сети отношений с ровесниками можно с помощью двух индексов: так называемой воспринимаемой популярности (измерение на основе суждений одноклассников по поводу «заметности» ученика) и социометрической популярности, когда школьников просят назвать своих друзей.
Школьники с высокой воспринимаемой популярностью – лидеры, однако они не всегда «характеризуются сильной включенностью в сети общения», уточняют исследователи. Социометрическая популярность больше говорит об общении ребенка, поскольку показывает его «место в сети дружб».
Школьники с высокой социометрической популярностью обычно умеют хорошо общаться – помогают другим, неагрессивны, у них меньше проблем с поведением и ниже риск социального исключения. Ученики с высокой воспринимаемой популярностью могут вести себя воинственно и иметь проблемы с обучением.
Наглядные примеры того, что академический уровень школы (класса) служит модератором взаимосвязи между статусом ученика и его достижениями в учебе, дает зарубежная практика. В рамках стратифицированной системы образования (Нидерланды, Германия) зависимость между средним баллом ученика и его социометрической популярностью определяется образовательным контекстом класса и треком школы: готовит ли она к поступлению в вуз или сразу – к профессии. Во втором случае успехи в учебе не считаются важными, а значит, не гарантируют отличнику высокого статуса среди одноклассников. В школах, нацеливающих своих учеников на высшее образование, интерес к учебе вознаграждается общественным признанием.
Академический уровень класса – средняя успеваемость учеников – определяет отношение к агрессивным школьникам. В классах с высокой успеваемостью агрессия со стороны ученика снижает его социометрическую популярность. Но не всегда – воспринимаемую популярность, добавляют авторы статьи.
Талант к общению – «социальный интеллект» – важен и для мальчиков, и для девочек. Эмпирически установлено, пишут Александров, Иванюшина и Титкова, что школьники, обладающие высокой социометрической популярностью, чаще достигают академических успехов.
Однако мальчики и девочки по-разному видят идеал, поэтому у факторов популярности есть своя гендерная специфика. Так, успеваемость вносит больший вклад в популярность девочек.
Для мальчиков же важнее проявлять спортивные способности, считаться сильным и «крутым». Поэтому агрессивность, антисоциальный настрой некоторых подростков не мешает им считаться популярными среди одноклассников.
А вот успехи в учебе у мальчиков, напротив, нередко ассоциируются с «немужественностью». Отсюда и насмешки над отличниками, их невысокая воспринимаемая популярность. В классах с явным антишкольным настроем – со слабой академической мотивацией – популярность мальчиков тем ниже, чем выше их оценки. Отличники в таких классах фактически исключаются из общения. Однако таких классов, к счастью, немного (в выборке их оказалось всего 7%).
С другой стороны, отмечают авторы статьи со ссылкой на ряд зарубежных исследований, «одноклассники могут высоко ценить академический успех мальчиков, если он достигается без особых видимых усилий и зубрежки».
Авторы статьи размышляют и над стратегиями приспособления школьников к своему окружению. Так, хорошие ученики, чтобы не оказаться в числе изгоев, стараются скрывать свой интерес к учебе, поддерживают баланс между популярностью и успеваемостью.
Исследователи приводят примеры, когда самыми популярными в классе оказывались девочки с низкими оценками, которые к тому же глумились над одноклассниками. Парадоксально, но их поведение не приводило к их отчуждению. Возможных объяснений тому два. Во-первых, одноклассники считали их модными, «крутыми», так как они бросали вызов педагогам. Во-вторых, такие подростки умеют «перестраивать свое поведение в зависимости от целей: то вести себя социально одобряемым образом, то… запугивать одноклассников».
Непопулярность девочек связана с двумя вещами: отличниц могут считать занудами, двоечницы же нередко имеют серьезные проблемы с поведением (драки, издевательства над одноклассниками, угроза исключения из школы).
Для измерения учебной мотивации респондентов, авторы исследования использовали десять утверждений: от «Мне интересно учиться в школе» до «Учеба в школе – напрасная трата времени» (ученики выбирали наиболее подходящую фразу). Социометрический индекс измерялся по числу одноклассников, назвавших ученика своим другом. Академический успех – это средний балл итоговых оценок по пяти предметам (русский язык, алгебра, биология и пр.). Подсчеты показали, что популярность у мальчиков выше, чем у девочек.
В подростковом возрасте мальчики предпочитают дружить с мальчиками, девочки – с девочками. При этом оказалось, что девочки значительно чаще называют своими друзьями мальчиков, чем мальчики – девочек. Это отчасти объясняет секрет популярности мальчиков.
Зато у девочек выше оценки и мотивация к обучению, пишут авторы работы.
То, что двоечники порой пользуются популярностью даже в классах, где преобладают отличники и хорошисты, объясняется не только их лидерскими качествами (или «маскулинностью» – мужественностью). Не исключено, что настроенные на учебу подростки просто более терпимо относятся к тем, кто не похож на них.
Впрочем, о каждом конкретном феномене нестандартной популярности имеет смысл спрашивать и у учителей. Обычно они хорошо разбираются в социальных отношениях в своем классе.
См. также:
Родителей и детей разделяет масс-культура
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Детство изменилось и требует нового понимания
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!