Причину появления эгоизма и асоциального поведения в странах с недавно сформировавшейся рыночной экономикой большинство исследователей видят в коммунистическом прошлом. На этапе экономического и политического перехода люди теряют нравственные ориентиры и то, что еще недавно казалось аморальным, может вполне сойти за норму. Это явление ученые называют аномией. Кристофер Сводер, исследующий, в том числе, процессы аномии, отошел от стереотипных подходов и взглянул на проблему ценностной трансформации в новом ракурсе – не с точки зрения влияния коммунистического прошлого, а последствий капиталистического настоящего.
Идея книги, выпущенной в свет издательством Routledge, начала вырисовываться давно, рассказал Сводер. Еще в студенчестве в 1990-е годы, автора заинтересовал, например, такой факт, что русские ценят дружбу и близкие отношения выше, чем американцы. «Потом я заметил две вещи. Первая – стремительный рост преступности в постсоциалистических обществах в 1990-е годы. Вторая – рост уровня эгоизма среди россиян, о чем свидетельствовали исследования», – пояснил Сводер.
В течение многих лет исследователь собирал материалы для своей книги. Исследовательской базой послужили материалы Всемирного исследования ценностей (WVS), а также результаты опросов в трех странах – в России, Китае и Восточной Германии. Опросы непосредственно проводились в Москве, Шанхае и Лейпциге. В каждом городе работала команда исследователей.
Но у Сводера есть и личный опыт погружения в исследуемую среду. В России он провел в целом около четырех с половиной лет, в Германии – около года и в Китае – девять месяцев. «Личные наблюдения позволили мне понять общества в этих странах, сравнить их друг с другом и с другими странами», – говорит Сводер.
Автор объясняет, почему именно Москва стала центром его исследований в России. Еще 15 лет назад этот город стоял одной ногой в коммунистическом прошлом, пишет Сводер. Но сегодня здесь самые шикарные рестораны и клубы в России. Сюда стремятся рабочие-мигранты из Центральной Азии, и в этом городе проживает большинство самых богатых людей страны. По мнению автора, именно в Москве – городе, который находится на острие русского культурного и экономического развития можно увидеть самые актуальные тенденции ценностных трансформаций россиян.
Несмотря на то, что книга основана на научных исследованиях, легкий и оригинальный авторский стиль изложения материала делает ее доступной и интересной для любого читателя. Уже сами названия глав книги звучат многообещающе: «Становление Гомо Экономикуса»; «Стена в голове»: механизмы десоциализации»; «Индивидуализм, амбиции и работа», «Стань сначала богатым!»: материализм и консьюмеризм; «Семейные отношения и дружба»; «Мораль, религия и политка».
Выводы, сделанные Сводером, неутешительны – люди в современных капиталистических обществах вынуждены постоянно находиться в состоянии внутреннего конфликта. Этому способствует рыночная экономика, которая отрывает людей от семьи и друзей, и превращает в индивидуалистов, зацикленных на потребительской гонке, карьере, положении в обществе. Автор не оспаривает пользу и прогресс, который несет собой развитие индивидуализма в современных обществах. Но, например, такие позитивные явления, как саморазвитие и самовыражение, которые порождает индивидуализм, также способствуют давлению на отдельно взятую личность.
Личный успех в условиях рыночной экономики труднодостижим, если человек не имеет определенного набора новых современных ценностей. Эти ценности, как поясняет Сводер, связаны с выгодой, амбициями, сфокусированностью на саморазвитии, самовыражении, карьере, упорном труде, создании собственного имиджа, превращении времени в деньги и использовании других для достижения собственных целей. Эти новые ценности помогают людям быть успешными в делах и бизнесе, но они и становятся вызовом, потому что образуют зону напряжения. В этой зоне традиционные ценности – близкие дружеские и семейные отношения – входят в конфликт с новыми ценностями.
«Очевидно, что люди становятся менее ориентированными на семью», – говорит Сводер. И дело даже не в отложенных сроках создания семьи и рождения детей. Люди, уже имеющие семьи, склонны к тенденции уделять больше времени и внимания карьере и работе, чем семье. Это доказывают результаты опросов, проведенных в Москве, Шанхае и Лейпциге. В качестве респондентов автор выбрал бизнесменов и их отцов, чтобы выявить разницу в ценностных ориентирах старшего и младшего поколения. Опросы показали, что бизнесмены сконцентрированы, в первую очередь, на своей работе и самореализации в ней, в то время как их отцы видят в работе, в первую очередь, средство для обеспечения семьи.
Что касается дружеских отношений, исследования показывают, что среди индивидуалистов они имеют ценностный приоритет над семейными. Но, как замечает Сводер, дружеские отношения в условиях рыночной экономики часто превращаются в полезные связи. Этот вопрос автор затронул, в том числе, в своем исследовании, посвященном проблеме одиночества жителей мегаполисов.
Рост эгоизма в современном капиталистическом обществе – один из аспектов, который освещает Сводер в своей книге. Но главный посыл автора не в известном изречении «О времена! О нравы!», несмотря на то, что эпиграф к книге из «К генеалогии морали» Ницше настраивает на определенный смысл: «… Но довольно! довольно! Я не выношу больше этого. Скверный воздух! Скверный воздух! Эта мастерская, где фабрикуют идеалы, – мне кажется, она вся провонялась ложью …»
В зоне напряжения в эпоху новых рыночных отношений конфликтуют не только семья, близкие отношения и работа, но и мораль с деньгами. Вопросы нравственности и стремления к богатству – вечные для человечества. В своей книге Сводер рассказывает, как этот вопрос решается в современном капиталистическом обществе. Стремление к успеху заставляет людей менять строгие нравственные идеи на более гибкие. «Моральная гибкость» – таким термином оперирует автор, описывая современные процессы психологической и социальной адаптации людей к рыночной экономике. «Чтобы быть успешными, многим людям приходится отказываться от своих прошлых моральных ценностей. Когда человек эксплуатирует или использует в своих целях других, он вынужден меньше думать о таком понятии, как, например, честность», – говорит Сводер.
Нельзя сказать, что традиционные ценности – это на сто процентов хорошо, а новые несут в себе только плохое, замечает Сводер.
Одна из отличительных черт развития индивидуализма в капиталистических обществах связана с ценностями самовыражения и саморазвития. Но реальность такова, что чем больше в обществе пропагандируются и распространяются эти полезные ценности, тем сильнее давление в зоне ценностного конфликта. Темп жизни стремительно ускоряется, потребности человека, в том числе, связанные с самореализацией растут, но у человека, даже, если он превращается из Homo Sapiens в Homo Economicus, по-прежнему две руки, а в сутках 24 часа.
«Сложно одновременно совмещать саморазвитие и самореализацию с семейными обязанностями. И так как работа поощряет, в первую очередь, саморазвитие, а не близкие семейные отношения, культурный сдвиг работает в сторону ценностей самовыражения», – поясняет Кристофер Сводер.
Все респонденты из сферы бизнеса, опрошенные в рамках исследований Сводера – мужчины. Автор объясняет это тем, что женщины менее подвержены ценностным трансформациям и менее склонны отказываться от традиционных ценностей. Тем не менее, в данных WVS, которые анализировались в рамках исследования, ответы женщин и мужчин представлены в равных пропорциях. И если мужчины более склонны принимать новые ценности, это не означает, что женщин вопрос ценностного конфликта не касается. Наоборот, женщины в эпоху нового капитализма по естественным причинам оказались под еще большим прессингом, чем мужчины.
С одной стороны, современная экономика поощряет активную позицию женщин в карьере и бизнесе и стремление к самовыражению, с другой, прочные социальные связи и близкие отношения всегда играли и продолжают играть для женщин большую роль, чем для мужчин. А если добавить сюда, например, особенности российской культуры, в которой женщина традиционно несет на себе большую часть бытовой семейной нагрузки, то вырисовывается далеко нерадостная картина ценностного конфликта современной женщины.
В период ценностного сдвига, как отмечает Сводер, мужчины идут по пути наименьшего сопротивления. «Мужчинам проще избавиться от давления, уделяя меньше внимания и времени отношениям. Женщине пойти на такую жертву сложнее», – говорит автор. Почти все исследования показывают, что женщины, несмотря на успешно проявляемую активную позицию в социальной жизни, остаются более семейно-ориентированными, менее склонными к конкуренции и более сострадательными. «В результате женщины переживают большой внутренний конфликт, и они меньше способны адаптироваться к эгоцентричной капиталистической работе, чем мужчины», – говорит Сводер.
Исследования, проведенные Сводером, подтверждают, что посткоммунистические общества в плане ценностных трансформаций идут тем же путем, что и Запад. А культура капитализма порождает напряжение между старыми и новыми ценностями, как, например, в США, так и в России. Но разница все-таки есть. И она не в пользу посткоммунистических обществ.
Причина в том, что во многих западных странах ученые наблюдают тренд постматериализма. В постматериальном обществе люди меньше обеспокоены потреблением и больше такими вещами, как, например, защита прав или экология. Им более свойственны ценности самовыражения. Россия в этом плане, по данным исследований, движется в противоположную прогрессивному мировому тренду сторону.
«Тренд постматериализма в западных обществах накладывает ограничения на экстремальные формы индивидуализма. Постсоциалистический индивидуализм может быть более радикальным из-за отсутствия постматериального измерения», – замечает Сводер. Кроме того, добавляет он, в посткоммунистических обществах может присутствовать в какой-то степени извращенное – радикальное толкование капитализма – эгоцентричное, аморальное и декадентское.
Автор книги предупреждает, что читатель, ожидающий целительных рецептов, будет разочарован. Книга носит исследовательскую цель. Автор призывает к осознанию проблемы внутреннего ценностного конфликта, с которым сталкиваются современные люди. «Необходим поиск баланса между традиционными и новыми ценностями», – говорит он.
Но реально ли найти этот баланс, либо человечество движется в сторону глобальных изменений, спровоцированных глобальным ценностным переходом? Люди всегда будут существами социальными и не перестанут заботиться друг о друге, замечает Сводер. «Но цена этого при раскрутке новых ценностей может быть все выше и выше. Хочется надеяться, что индивидуализм будет сбалансирован растущим культурным пониманием фундаментальной важности того, что делает человека человеком, а именно, близких отношений», – говорит автор. В противном случае, считает Сводер, человеческая цивилизация может заплатить дорогую цену, когда ее дальнейший путь окажется в конфликте с социальной сутью человека и социальной культурой.
См. также:
Россиян тянет к полюсу жадности и подозрительности
Жители мегаполисов сознательно выбирают одиночество
Нанотехнологии меняют мир
Модернизация убивает социальные нормы
Коррупция на весах постматериалистических ценностей
Война выходит из моды
Дело Pussy Riot ударило по морально растерянному социуму
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!