Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Начинающих бизнесменов поддерживают друзья и соцсети

Начинающих бизнесменов поддерживают друзья и соцсети

Чем большим индивидуальным социальным капиталом обладает человек, тем больше усилий он способен предпринять для того, чтобы открыть собственный бизнес. Помощь ему оказывают друзья, а также знакомые в социальных сетях. Общество негативно относится к бизнесменам, семья часто ничем помочь не может. Исследование ведущего научного сотрудника Международной научно-учебной лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Александра Татарко «Индивидуальный социальный капитал как фактор успеха в открытии нового бизнеса»

Социальный капитал – один из важнейших факторов, способствующих экономическому прогрессу. Он образуется из желания людей проявлять инициативу, думать, прикладывать усилия, а так же договариваться, помогать друг другу, создавать новые формы взаимодействия, новые бизнес предприятия.

Самое важное здесь – это доверие и создаваемые им выгоды, а еще включенность в сетевую структуру. Без социального капитала, определяющего конкурентоспособность экономической системы, говорить об инновационном развитии бессмысленно. До сих пор в России практически не исследовалась связь между индивидуальным социальным капиталом и активностью личности по организации частного бизнеса.

В рамках проекта «Ценность и экономическое поведение: тестирование объяснительных моделей в экспериментах и полевых исследований» эксперты НИУ ВШЭ попытались выяснить, какова связь между индивидуальным социальным капиталом и предпринимательским поведением. Результаты исследования легли в основу доклада, представленного Александром Татарко в НИУ ВШЭ.

Социальный капитал создает новый бизнес

Теоретической основой исследования послужила теория планируемого поведения А. Айзена. «Мы предположили, что чем большим индивидуальным социальным капиталом обладает человек, тем больше усилий он способен предпринять для того, чтобы открыть собственный бизнес», – пояснил Татарко.

Целью исследования – выяснить, действительно ли на индивидуальном уровне социальный капитал оказывает поддержку при открытии нового бизнеса. Помимо этого эксперты поставили перед собой задачу определить, какие именно элементы социального капитала (поддержка друзей, семьи, общества, социальных сетей и организаций) вносят наибольший вклад в осуществление предпринимательских намерений. Как уточнил Татарко, «на макроуровне под социальным капиталом понимается доверие, которое обеспечивает благоприятные условия для предпринимательской деятельности».

В исследовании приняли участие 269 респондентов, намеревающихся открыть собственный бизнес, хотя изначально было опрошено две тысячи человек. Но из них только 12% изъявили желание попробовать себя в роли предпринимателя. Участники исследования заполнили опросник для измерения индивидуального социального капитала (вопросы касались готовности семьи и друзей помочь при возникновении различных проблем, количества друзей, частоты контактов с родственниками, включенности в деятельность различных организаций), намерений, воспринимаемого контроля, субъективных норм, намерения открыть собственный бизнес, а также текущей активности, необходимой для его реализации. Для проверки гипотез использовалось моделирование структурными уравнениями.

Исследование показало, что помощь друзей и участие в деятельности организаций являются важнейшими факторами, оказывающими влияние на намерение человека открыть свой бизнес.

Результаты повторного опроса, проведенного спустя год, показали, что в реальности открыли бизнес те респонденты, у которых индивидуальный социальный капитал был выше. Их оказалось 40%.

Общество против бизнеса

Авторы исследования пошли от простого к сложному. Для начала они задали себе вопрос: «Есть намерение открыть бизнес. Что нужно для того, чтобы осуществить это намерение?» Как оказалось, необходимы два условия: поддержка извне и уверенность в себе. Причем второе зависит от первого. В обществе поддержку потенциальному предпринимателю теоретически могут оказать родственники, друзья, общество (за счет положительного отношения к предпринимательству в целом), а также разного рода организации. Речь идет, в том числе, о советах по решению юридических, финансовых вопросов, бюрократических проблем, организации бизнеса, взаимоотношениях с государством, партнерами и работниками.

Как выяснили исследователи, проанализировав результаты опроса потенциальных предпринимателей, индивидуальный социальный капитал можно рассматривать в качестве катализатора намерении по открытию бизнеса.

Во-первых, респонденты, намеревающиеся открыть свой бизнес, изначально имеют более высокий уровень индивидуального социального капитала, чем соответствующая группа респондентов, у которых нет такого намерения, отметил Татарко.

Во-вторых, исследователи обнаружили, что показатели индивидуального социального капитала влияют на предпринимательские намерения и их реализацию посредством воспринимаемого поведенческого контроля.

В-третьих, среди респондентов, которые намеревались открыть бизнес, те, кто обладает более высоким уровнем социального капитала, с большей вероятностью реализовали свое намерение год спустя.

При принятии решения стать бизнесменом влияние семьи и общества оказалось незначительным. По мнению Татарко, это можно объяснить «не сформированными традициями предпринимательства». «Родители не могут поделиться своим опытом ведения бизнеса, а субъективная общественная норма не связана с открытием бизнеса. В обществе нет установки на то, что предприниматель – положительный герой. Люди чувствуют, что окружение их выбор не одобряет», – объяснил эксперт.

В то же время выяснилось, что начинающие бизнесмены ориентируются на себя и своих друзей. Именно друзья оказываются наиболее значимой поддержкой и опорой. Помимо этого предприниматель получает импульс к ведению бизнеса из социальных сетей, «которые в настоящее время выполняют роль основных структур поддержки малого бизнеса», отметил Татарко.

Бюрократия, коррупция, финансовые проблемы, трудности с уплатой налогов названы основными препятствий, с которыми столкнулись те, кто открыл собственный бизнес. Впрочем, почти 37% молодых предпринимателей заявили, что у них не было особых проблем при создании фирмы и дальнейшей работе.

Те респонденты, которые не смогли или не захотели открыть бизнес, объяснили это нехваткой денежных средств, недостатком времени, семейными обстоятельствами и изменением целей и приоритетов в жизни.

Друзья вместо институтов

Из проведенного исследования Татарко делает вывод, что «в России социальный капитал может являться заменой официальных институтов, которые должны обеспечивать успешное функционирование предпринимательства». Другими словами, связи заменяют институты поддержки и защиты частного бизнеса. При этом получается замкнутый круг, поскольку «стремление решать проблемы посредством неформальных связей препятствует формированию официальных институтов».

«В настоящее время в России роль основных структур поддержки развития малого бизнеса, по сути, выполняют социальные сети. Именно от своего ближайшего окружения начинающий предприниматель получает и импульс к ведению бизнеса, и необходимые ресурсы, и требующиеся ему знания и связи», – резюмирует Александр Татарко.

См. также:

Малый бизнес ищет дешевый дом
Судьбу бизнеса определяет психология его владельца
Компании игнорируют соцсети и чаты при общении с сотрудниками
Малый бизнес в политэкономии неофеодализма

 

18 февраля, 2014 г.