Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Российские пенсионеры чувствуют дискриминацию

Российские пенсионеры чувствуют дискриминацию

Пожилые люди в России остро чувствуют дискриминацию по отношению к себе из-за возраста. В Израиле уровень восприятия дискриминации ниже, несмотря на то, что пенсионеры в этой стране чаще идентифицируют себя с дискриминируемой группой, выяснили в ходе исследования доцент факультета психологии НИУ ВШЭ Ольга Патоша и магистр факультета психологии НИУ ВШЭ Любовь Черкасова

Пожилые люди чаще всего испытывают на себе дискриминацию в силу возраста, свидетельствуют последние исследования европейских ученых. Но уровень переживания дискриминации в различных странах варьируется. Ольга Патоша и Любовь Черкасова решили сравнить, как отличается уровень восприятия дискриминации пожилыми людьми в России и Израиле.

Выбор этих двух стран не был случаен. Израиль является страной, принимающей большое число российских эмигрантов на протяжении последних двух десятков лет. Культуры Россия и Израиля оказались переплетенными сложным образом, отметили авторы исследования в статье, опубликованной в журнале «Ученые записки»

Базой исследования послужили данные Европейского социального исследования (ESS). Выборку составили ответы от 1243 респондентов от 62 лет и старше.

В ходе работы авторы также проанализировали взаимосвязь воспринимаемой дискриминации и социальной приспособленности у пожилых людей в двух странах. Выяснилось, что и в России, и в Израиле эти два аспекта имеют взаимосвязь. Но для пожилых россиян такой фактор социальной приспособленности, как отношения с партнером, имеет большее значение в силу своей взаимосвязи с уровнем воспринимаемой дискриминации. Поддержка партнера помогает россиянам чувствовать себя более благополучно.

Если вы что-то не расслышали, пеняйте на возраст

Под дискриминацией пожилых людей или эйджизмом понимают различие в отношении к человеку, отрицание его прав, использование стереотипов восприятия исключительно на основе хронологического возраста, указывают авторы исследования. Они приводят примеры эйджизма из теоретической литературы, которые описывают, например, такие ситуации:

  • пожилые люди склонны колебаться перед принятием решения и в силу этой черты им моментально навешивается ярлык слабовольности и слабохарактерности;
  • людей старшего возраста все время держат под присмотром и контролируют, поэтому стоит им забыть чьё-нибудь имя, как им сразу же приписывается деменция и другие расстройства;
  • все ждут, что пожилые люди с легкостью должны принять факт старения;
  • стоит пожилым людям не расслышать слова и им сообщают о старении, а не об ухудшении слуха;
  • пожилых людей называют капризными, когда они высказывают недовольство жизнью, хотя тоже самое делают и молодые люди.

Эйджизм строится на основании таких стереотипов в отношении пожилых людей, как внешняя непривлекательность, импотенция у мужчин, снижение когнитивной активности, увеличение с возрастом распространенности психических заболеваний, намеренная изоляция, бесполезность, депрессия и сверхосторожность, указывают авторы исследования. Тем не менее, уровень восприятия одних и тех же ситуаций может быть разным, и это зависит от множества факторов.

Пожилые израильтяне чувствуют себя лучше

Согласно социологическим исследованиям, объективные показатели качества жизни и субъективного благополучия пожилого населения существенно отличаются в России и Израиле. Авторы приводят данные по размерам пенсионных пособий и средней продолжительности жизни. Так в Израиле средняя продолжительность жизни составляет 80 лет, а в России 62 года. Минимальное пенсионное пособие в Израиле в два раза выше, чем в России.

В начале исследования авторы выдвинули гипотезу, что уровень субъективного переживания дискриминации пожилыми людьми в России должен быть выше, чем в Израиле. В ходе анализа эта гипотеза подтвердилась. Российские пенсионеры чувствуют в отношении себя более высокий уровень дискриминации, чем израильские.

Чтобы понять, что конкретно влияет на воспринимаемую дискриминацию, авторы проанализировали ее взаимосвязь с индивидуальными, групповыми факторами и социально-культурным контекстом (включая убеждения и отношения).

Под индивидуальными факторами имеются в виду возраст, пол, уровень образования, доход, показатель удовлетворенности жизнью.

К групповым факторам относится принадлежность к дискриминируемой группе. Этот показатель был измерен с помощью вопроса «Являетесь ли Вы членом дискриминируемой группы в вашей стране?». Факторы социокультурного контекста определялись наличием близкого друга, участием в общественной деятельности, восприятием статуса пожилых людей, уровнем чувства безопасности, уровнем доверия к людям.

В процессе исследования выяснилась интересная особенность. У израильских пенсионеров, имеющих более низкий уровень восприятия дискриминации, более высокое чувство принадлежности к дискриминируемой группе. Тем не менее, другие показатели, как, например, уровень образования, дохода, удовлетворенность жизнью, наличие близкого друга, социальной активности оказались не в пользу россиян. В Израиле они выше.

В ходе регрессионного анализа выяснилось, что универсальными факторами, оказывающими влияние на уровень воспринимаемой дискриминации, как россиян, так и израильтян, являются удовлетворенность жизнью в целом и наличие близкого друга. Чем они выше, тем менее болезненно пожилые люди воспринимают дискриминацию.

Для российских пенсионеров важны близкие отношения

Второй этап исследования был посвящен взаимосвязи субъективного переживания дискриминации пожилыми людьми и социальной приспособленности.

Параметрами социальной приспособленности в России и Израиле, как указывают авторы, являются следующие показатели:

  • отношения с партнёром;
  • отношения с друзьями;
  • ведение домашнего хозяйства.

Исследование показало, что и в России, и в Израиле высокий уровень воспринимаемой дискриминации приводит к снижению различных показателей социальной приспособленности.

В обеих странах воспринимаемая дискриминация связана с таким параметром приспособленности как ведение домашнего хозяйства. Но только для пожилых людей в России характерна еще взаимосвязь дискриминации с показателем отношения с партнёром.

«Таким образом, для повышения субъективного благополучия израильтянам, в отличие от россиян, не требуется постоянное взаимодействие с партнёром, а определяющим для них в большей степени является благоустройство и возможность занять себя в хозяйстве», – делают вывод авторы.

В России, напротив, при высоком уровне воспринимаемой дискриминации для пожилых людей важна поддержка партнера, чтобы обеспечить эффективную жизнедеятельность и более высокое чувство субъективного благополучия.

См. также:

Мифы мешают адаптации иммигрантов в Израиле
Банки хотят кредитовать «молодых» пенсионеров
Рынок труда не в ладах с пенсионной реформой

 

Автор текста:Селина Марина Владимировна,20 февраля, 2014 г.