Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Спортивная индустрия развивает города

Спортивная индустрия развивает города

Привлечение профессиональной спортивной команды способствует развитию города, так как формирует новый центр потребления услуг и стимулирует редевелопмент территорий. Опыт США изучали профессора экономического факультета университета Альберты (Канада) Брэд Хамфрейс и Ли Чжоу в исследовании «Спортивные сооружения, агломерация и городской редевелопмент»

Профессиональные спортивные сооружения занимают важное место в современной городской среде. В Северной Америке команды по самым популярным видам спорта – футболу, баскетболу, бейсболу и хоккею – почти всегда сконцентрированы в крупных городах. Наличие в городе профессиональной спортивной команды способствует развитию потребительского рынка и городских развлечений. Растет интерес к профессиональному спорту в обществе, расширяется освещение в СМИ спортивных соревнований и других ярких событий из жизни команд, увеличивается интенсивность коммуникации между болельщиками и спортсменами.

Государство строит стадионы

За период с 1950 по 2010 годов в США были построены 234 единицы профессиональных стадионов и спортивных арен. Более половины сооружений – это новые объекты, построенные после 1990 года. Доля вложений государства была велика: объем государственных и местных субсидий на строительство этих спортсооружений составила 61,5% или 36,3 млрд долларов.

Доходы от деятельности, которая осуществляется на этих стадионах и аренах, полностью принадлежит частному бизнесу. Профессиональные спортивные команды являются частными фирмами, нацеленными на получение максимальной прибыли. Доходы, полученные от профессиональных спортивных соревнований, делятся между владельцами клубов и работниками, прежде всего, спортсменами.

Лишь небольшая часть этой прибыли направляется в экономику города в виде субсидии на капитальные расходы. Так, к примеру, более 60% стоимости строительства новых гостиниц в городах было оплачено за счет бюджетных средств. Государственные субсидии такого масштаба требуют каких-то оправданий, особенно учитывая, что собственники многих профессиональных спортивных команд – миллиардеры, а многие игроки зарабатывают миллионы долларов каждый год. То есть основные бенефициары этих субсидий имеют достаточные финансовые ресурсы, чтобы самостоятельно инвестировать в строительство необходимых им объектов, но, тем не менее, привлекают госфинансирование.

Изначально, оправданием для получения субсидий на строительство спортивных объектов провозглашался рост рынка труда, появление новых рабочих мест, увеличение доходов и налоговых поступлений в казну. В последнее время сторонники субсидий в качестве основного обоснования строительства спортивных сооружений стали выдвигать тезис о необходимости редевелопмента города.

Спортивные мероприятия как услуги

Профессиональные спортивные состязания обладают тремя особенностями, отличающими их от других сфер услуг.

Во-первых, для размещения профессиональной спортивной команды, стадиона или арены город должен соответствовать стандартам профессиональных спортивных лиг. Строительство новых спортивных сооружений подразумевает значительные затраты, включающие стоимость земли, инфраструктуры и возведение самого спортивного сооружения.

Во-вторых, посещение профессиональной спортивной игры отличается от приобретения товаров. Для большинства потребителей разница между непосредственным участием в спортивном событии и наблюдением за игрой дома больше, чем разница между стаканом пива в местном баре с друзьями и бокалом вина в домашних условиях.

В-третьих, профессиональные спортивные лиги – поставщики профессиональных спортивных команд, имеют значительные преимущества на рынках отдельных городов. Лиги выбирают ряд команд, которые способны максимизировать свою прибыль. Территориальные соглашения гарантируют, что каждая команда будет монополистом на своем местном рынке.

Спортивные сооружения и агломерационные эффекты

В своей статье авторы рассматривают модель, анализирующую влияние профессиональных спортивных сооружений на реконструкцию городских территорий и повышение местного благосостояния путем улучшения снабжения агломерации. Также они изучают договоренности между профессиональными спортивными лигами и городами, чтобы понять размер и эффективность перераспределения субсидий.

Модель показывает, что:

  • из-за притяжения сторонних компаний профессиональный спорт не способствует увеличению доходов укорененных в городе местных фирм;
  • размещение в городе профессиональной спортивной команды влияет на качество услуг;
  • профессиональные спортивные команды и сооружения влияют на стоимость близлежащей недвижимости.

Болельщики приносят прибыль

Авторы подчеркивает важную роль монопольной власти профессиональных спортивных лиг. Это объясняет, почему местные власти, принимающие решения, продолжают предоставлять большие субсидии для строительства профессиональных спортивных объектов, несмотря на отсутствие доказательств того, что профессиональный спорт может генерировать значительный рост рынка труда и налоговые льготы для местной экономики.

В исследовании были проанализированы два сценария: первый – когда профессиональное спортивное сооружение находится в центре со сложившейся структурой потребления услуг, и второй – когда профессиональный спортивный комплекс располагается в городе с низким уровнем стоимости недвижимости, что может быть использовано правительством для создания агломерационного эффекта и роста интереса к экономике местности.

Агломерационные эффекты в экономике в данном случае возникают от специфического источника – возможности профессиональных спортивных сооружений притягивать большое число потребителей к определенному месту в определенные даты. Вблизи спортивных сооружений всегда есть множество баров и ресторанов, поскольку большое количество болельщиков создает повышенный спрос. Это притягивает в город дополнительные фирмы, продающие товары и предоставляющие услуги.

Привлекательность профессионального спорта предполагает, что строительство спортивного сооружения может сформировать в городе новый центр потребления услуг – «арену района», что приведет к агломерационному эффекту. Размер агломерации, сгенерированный профессиональными спортивными сооружениями, будет пропорционален количеству привлеченных потребителей. Агломерационные эффекты могут оправдать субсидии, если при размещении новой спортивной команды в городе местное благосостояние вырастет.

Интриги лиги

Авторы описали модель, в которой есть монопольная спортивная лига, а два города борются право разместить у себя одну команду. Если эти два города имеют одинаковые экономические условия, лига может добиться получения от города максимальной выгоды.

Поскольку лиги контролируют распределение франшиз, многие города лишены возможности содержать профессиональную спортивную команду. Ограниченный запас франшиз заставляет города конкурировать друг с другом, чтобы привлечь новые или переместить уже существующие команды. Это облегчает задачу получения лигами субсидий от городов в обмен на предоставление франшиз.

Даже при наличии агломерационных эффектов, монопольное право лиг не дает жителям городов получить выгоду от спортивных сооружений в полном объеме. Ведь прибыль города, выросшая после привлечения в него профессиональной спортивной команды, в значительной степени переходит к профессиональным лигам.

Ограничение монополизма лиг могло бы привести к существованию большего количества профессиональных спортивных команд, что увеличило бы число агломерационных центров и эффективность городских субсидий, как для городского бюджета, так и для благосостояния населения, считают исследователи.

См. также:

Сдерживание роста городов предотвращает упадок центра
Футбольный бизнес осложнен непредсказуемостью
Чемпионы без болельщиков
Массовый спорт выгоднее зрелищного

Полный текст презентации «Спортивные сооружения, агломерация и городской редевелопмент»

 

26 февраля, 2014 г.