Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Закрытость банков увеличивает риски при кредитовании

Закрытость банков увеличивает риски при кредитовании

Рост потребительского кредитования заставил банки развивать и модернизировать скоринговые модели для улучшения качества кредитных портфелей. Проблему создает нежелание банков делиться друг с другом информацией о заемщиках, отличать добросовестных клиентов от недобросовестных, отметила доцент кафедры банковского дела НИУ ВШЭ Наталия Горелая в исследовании «Анализ российского рынка потребительского кредитования. Новые подходы к оценке кредитоспособности заемщика»

Сегодня потребительское кредитование является одним из наиболее прибыльных, и, одновременно, рискованных видов банковской деятельности. Просроченная задолженность по потребительским кредитам растет и грозит обернуться значительными потерями для банков.

Рост спроса на потребительские кредиты привел к необходимости создания и использования более формализованных и объективных методов оценки (например, моделей кредитного скоринга), позволяющих банкам принимать решения по кредитным заявкам. В последние годы прогрессивные изменения в моделях кредитного скоринга были связаны с усилением конкуренции на рынке потребительского кредитования, достижениями в области компьютерных технологий и значимым ростом объемов данных о заемщиках.

В своем исследовании «Анализ российского рынка потребительского кредитования. Новые подходы к оценке кредитоспособности заемщика» Наталия Горелая изучила текущую ситуацию на российском рынке потребительского кредитования и разработку новых подходов к сбору данных для построения моделей кредитного скоринга.

Ипотека и кредитные карты в лидерах

Объектом исследования стали 42 банка, которым принадлежит более 85% рынка потребительского кредитования в РФ. На их примере Горелая попыталась выяснить, каковы основные принципы и системы взаимодействия банков и их потенциальных заемщиков – физлиц в процессе кредитования. То есть, как банк оценивает кредитоспособность частного заемщика и как заемщик выбирает банк для того чтобы взять кредит.

«Основными задачами исследования стали: выявление основных трендов развития российского рынка потребительского кредитования, актуальных условий заключения кредитных сделок, основных подходов к построению моделей кредитного скоринга, используемых банками для оценки кредитоспособности заемщиков-физлиц», – сообщила Наталия Горелая, представляя доклад на семинаре департамента финансов в НИУ ВШЭ.

Так, в 2013 году несомненным лидером по объемам оказались нецелевые кредиты (3 трлн рублей), второе место заняла ипотека (чуть менее 2 трлн рублей), третье – автокредиты (около 600 млрд рублей).

Кредиты на неотложные нужды (нецелевые) и ипотека, по словам Горелой, сегодня являются «звездами» потребкредитования. У них лучшие показатели, как по объемам продаж, так и по доле рынка, динамике (рост свыше 30% в год) и по уровню доходности. «Банки сознательно идут на высокие затраты по поддержанию высокой доли этих кредитных продуктов, клиентской базе и рекламе. При этом автокредиты, еще несколько лет назад лидирующие на рынке, сегодня отошли на второй план, что связано со снижением темпов роста продаж автомобилей», – пояснила автор исследования.

Вместе с тем популярное 5-7 лет назад экспресс-кредитование, в последнее время оказалось наименее востребованным. «Экспресс-кредиты, как и беззалоговые кредиты на покупку товаров длительного пользования, сегодня занимают незначительную долю рынка и клиентов. Для банков это слишком рискованный продукт, а для клиентов банков – слишком дорогой», – уточнила Горелая.

По ее словам, по всем видам кредитных продуктов сегодня лидируют госбанки. В ипотеке и кредитных картах – Сбербанк, в автокредитовании – ВТБ24, в образовательных кредитах: Сбербанк, ВТБ24 и Газпромбанк.

Проценты – это не главное

Очевидно, что выбор банка для заемщика значительно более простое дело, чем выбор клиента для банка. Как выяснила Горелая, желающий взять кредит при выборе банка руководствуется, прежде всего, двумя вещами: его местом расположения (здесь важна близость к дому) и надежностью. Процентные ставки и комиссии, как ни странно, волнуют заемщика гораздо меньше.

«Важным условием сотрудничества с банком заемщики считают также его честность, то есть предоставление достоверной информации по всем условиям кредитной сделки», – отметила автор доклада.

Проведенный ею анализ клиентоориентированности российских банков показал лучшие результаты для Сбербанка, ВТБ24, Банка Москвы, Россельхозбанка, Альфа-Банка, Росбанка, МДМ, Райффайзенбанка, Промсвязьбанка и банка «Тинькофф кредитные системы».

Закрытость банков увеличивает риски кредитования

Наталия Горилая выявила довольно много критериев отбора заемщиков банками: это возраст, уровень образования, профессия, доход, семейное положение, рабочий стаж, кредитная история, наличие иждивенцев. На их основе строятся скоринговые модели, с помощью которых с учетом кредитных историй «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность того, что конкретный заемщик вернет запрашиваемый кредит. При этом ключевой показатель при отборе клиентов для зарубежных банков – это готовность и желание выполнять обязательства по кредиту. Но для российских банков оно оказывается не приоритетным.

Причина – в недостаточной информации о заемщиках. «Для крупных российских банков доступна информация о десятках тысяч заемщиков, на Западе банкиры имеют доступ к информации о полумиллионе клиентов различных банков», – привела пример Горелая. По ее словам, так происходит, потому что банкиры не хотят делиться информацией друг с другом и с бюро кредитных историй, что усложняет жизнь им же самим. «Должен быть введен механизм предоставления данных: ты мне, я тебе. Тогда станет понятно, кто платит, а кто не платит по кредитам, и по каким причинам», – подчеркнула автор исследования.

Пока что все скоринговые системы оказываются недостаточно эффективными. Ряд используемых скоринговых систем предполагает ошибку в 10-16% случаев, что по международным меркам очень много. Простое суммирование параметров заемщиков: стаж, доход, профессия не дают представления о его платежеспособности.

См. также:

Треть россиян отдают ползарплаты за кредит
В малых городах России каждый второй живет в кредит
Кредиты угрожают банкам
Розничное кредитование в регионах: некоторым пора тормозить

 

28 марта, 2014 г.