Сегодня потребительское кредитование является одним из наиболее прибыльных, и, одновременно, рискованных видов банковской деятельности. Просроченная задолженность по потребительским кредитам растет и грозит обернуться значительными потерями для банков.
Рост спроса на потребительские кредиты привел к необходимости создания и использования более формализованных и объективных методов оценки (например, моделей кредитного скоринга), позволяющих банкам принимать решения по кредитным заявкам. В последние годы прогрессивные изменения в моделях кредитного скоринга были связаны с усилением конкуренции на рынке потребительского кредитования, достижениями в области компьютерных технологий и значимым ростом объемов данных о заемщиках.
В своем исследовании «Анализ российского рынка потребительского кредитования. Новые подходы к оценке кредитоспособности заемщика» Наталия Горелая изучила текущую ситуацию на российском рынке потребительского кредитования и разработку новых подходов к сбору данных для построения моделей кредитного скоринга.
Объектом исследования стали 42 банка, которым принадлежит более 85% рынка потребительского кредитования в РФ. На их примере Горелая попыталась выяснить, каковы основные принципы и системы взаимодействия банков и их потенциальных заемщиков – физлиц в процессе кредитования. То есть, как банк оценивает кредитоспособность частного заемщика и как заемщик выбирает банк для того чтобы взять кредит.
«Основными задачами исследования стали: выявление основных трендов развития российского рынка потребительского кредитования, актуальных условий заключения кредитных сделок, основных подходов к построению моделей кредитного скоринга, используемых банками для оценки кредитоспособности заемщиков-физлиц», – сообщила Наталия Горелая, представляя доклад на семинаре департамента финансов в НИУ ВШЭ.
Так, в 2013 году несомненным лидером по объемам оказались нецелевые кредиты (3 трлн рублей), второе место заняла ипотека (чуть менее 2 трлн рублей), третье – автокредиты (около 600 млрд рублей).
Кредиты на неотложные нужды (нецелевые) и ипотека, по словам Горелой, сегодня являются «звездами» потребкредитования. У них лучшие показатели, как по объемам продаж, так и по доле рынка, динамике (рост свыше 30% в год) и по уровню доходности. «Банки сознательно идут на высокие затраты по поддержанию высокой доли этих кредитных продуктов, клиентской базе и рекламе. При этом автокредиты, еще несколько лет назад лидирующие на рынке, сегодня отошли на второй план, что связано со снижением темпов роста продаж автомобилей», – пояснила автор исследования.
Вместе с тем популярное 5-7 лет назад экспресс-кредитование, в последнее время оказалось наименее востребованным. «Экспресс-кредиты, как и беззалоговые кредиты на покупку товаров длительного пользования, сегодня занимают незначительную долю рынка и клиентов. Для банков это слишком рискованный продукт, а для клиентов банков – слишком дорогой», – уточнила Горелая.
По ее словам, по всем видам кредитных продуктов сегодня лидируют госбанки. В ипотеке и кредитных картах – Сбербанк, в автокредитовании – ВТБ24, в образовательных кредитах: Сбербанк, ВТБ24 и Газпромбанк.
Очевидно, что выбор банка для заемщика значительно более простое дело, чем выбор клиента для банка. Как выяснила Горелая, желающий взять кредит при выборе банка руководствуется, прежде всего, двумя вещами: его местом расположения (здесь важна близость к дому) и надежностью. Процентные ставки и комиссии, как ни странно, волнуют заемщика гораздо меньше.
«Важным условием сотрудничества с банком заемщики считают также его честность, то есть предоставление достоверной информации по всем условиям кредитной сделки», – отметила автор доклада.
Проведенный ею анализ клиентоориентированности российских банков показал лучшие результаты для Сбербанка, ВТБ24, Банка Москвы, Россельхозбанка, Альфа-Банка, Росбанка, МДМ, Райффайзенбанка, Промсвязьбанка и банка «Тинькофф кредитные системы».
Наталия Горилая выявила довольно много критериев отбора заемщиков банками: это возраст, уровень образования, профессия, доход, семейное положение, рабочий стаж, кредитная история, наличие иждивенцев. На их основе строятся скоринговые модели, с помощью которых с учетом кредитных историй «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность того, что конкретный заемщик вернет запрашиваемый кредит. При этом ключевой показатель при отборе клиентов для зарубежных банков – это готовность и желание выполнять обязательства по кредиту. Но для российских банков оно оказывается не приоритетным.
Причина – в недостаточной информации о заемщиках. «Для крупных российских банков доступна информация о десятках тысяч заемщиков, на Западе банкиры имеют доступ к информации о полумиллионе клиентов различных банков», – привела пример Горелая. По ее словам, так происходит, потому что банкиры не хотят делиться информацией друг с другом и с бюро кредитных историй, что усложняет жизнь им же самим. «Должен быть введен механизм предоставления данных: ты мне, я тебе. Тогда станет понятно, кто платит, а кто не платит по кредитам, и по каким причинам», – подчеркнула автор исследования.
Пока что все скоринговые системы оказываются недостаточно эффективными. Ряд используемых скоринговых систем предполагает ошибку в 10-16% случаев, что по международным меркам очень много. Простое суммирование параметров заемщиков: стаж, доход, профессия не дают представления о его платежеспособности.
См. также:
Треть россиян отдают ползарплаты за кредит
В малых городах России каждый второй живет в кредит
Кредиты угрожают банкам
Розничное кредитование в регионах: некоторым пора тормозить
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!