Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Бразилия делает ставку на коммерческое образование

Бразилия делает ставку на коммерческое образование

Урок для России – так можно назвать историю экспансии коммерческого высшего образования в Бразилии. С начала 2000-х годов эта страна расширила доступ к образованию, увеличив коммерческий сектор высшей школы на рекордные 500%. Вузы этого сектора готовят крепких специалистов, востребованных во многих отраслях, отметил Данте Сальто в статье в новом журнале НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»

Государственные вузы по престижности остаются вне конкуренции – в этом плане Бразилия мало чем отличается от многих других стран. Ее ноу-хау проявляется, скорее, в подходе к негосударственному высшему образованию.

Поддержка и поощрение – так можно охарактеризовать бразильскую политику в отношении коммерческой высшей школы, считает Данте Сальто, исследователь центра PROPHE (The Program for Research on Private Higher Education) по изучению частных вузов, расположенного в Университете Олбани (США). Его статья «Бразилия: массовизация коммерческого образования» опубликована в ежеквартальном журнале «Международное высшее образование» – русскоязычной версии бюллетеня «International Higher Education» Бостонского колледжа, которая впервые вышла в Высшей школе экономики в 2014 году.

Больше вузов – шире доступ к высшему образованию

В 2012 году в Бразилии на коммерческих образовательных программах обучались 2 млн человек, что составляло 43% всех студентов частного сектора и почти треть (32%) всех студентов страны. Лидером по числу студентов, обучающихся на коммерческих образовательных программах, является США – там число таких учащихся составляет 3 млн человек. Однако их доля от общего числа студентов в стране оказывается втрое меньше, чем в Бразилии, – всего 11%, подчеркивает Данте Сальто.

Бразилия стала флагманом коммерческого высшего образования и в Латинской Америке. По доле студентов, обучающихся в частных вузах, страна занимает второе место после Чили. В Бразилии таких учащихся – 73%, в Чили – 79%, приводит данные эксперт. Очень высокая доля этого рынка отчасти объясняется тем, что в течение почти 20 лет высшее образование в Бразилии было вынуждено опираться в первую очередь на коммерческий подсектор, поясняет автор статьи.

Все дело в особенностях охвата молодежи образованием. В Бразилии сложилась самая крупная система высшего образования в регионе (в 2010 году в стране было 6,5 млн студентов). В то же время доля студентов среди молодежи 18-24 лет там ниже, чем в большинстве стран региона. По этому показателю Бразилия занимает лишь 11-е место на континенте. Поэтому правительство считала необходимым охватить высшим образованием как можно большую долю молодежи, и сделало в этом ставку на коммерческие вузы, отметил Сальто. Причем в этой политике наблюдалась преемственность и последовательность.

Реформы второй половины 1990-х, проводившиеся неолибералами во главе с президентом страны Фернандо Кардозу, продолжились и в 2000-е годы, когда к власти пришли представители оппозиционной левой партии. Новый глава государства Лула да Силва (президент Бразилии с 1 января2003 года по 1 января2011 года) с еще большим энтузиазмом занялся «апгрейдом» коммерческой высшей школы. «Разработанная его правительством программа «Университеты – для всех», нацеленная на повышение доступности высшего образования, определенно была предназначена для развития подсектора коммерческого образования через освобождение от уплаты налогов», – подчеркивает Данте Сальто.

Расширение сектора высшего образования произошло в первую очередь за счет частных вузов, которые в середине 1990-х были де-юре некоммерческими, а де-факто занимались получением прибыли, но при этом не уплачивали налоги, поясняет эксперт. Таким образом, Бразилия поддержала коммерческий формат образования и «идеологически» (президентский указ 1997 года, принятая конгрессом в 1999 году поправка к закону об образовании 1996 года, а также программа «Университеты – для всех»), и финансово – с помощью налоговых послаблений.

Апофеоз коммерческого образования

В 2000 году, когда коммерческое высшее образование вышло из теневой экономической зоны, студенты этого сектора составляли 12% от общего числа студентов в стране (а от числа студентов всех частных вузов страны – 18%). Дальше коммерческие вузы стали расти как на дрожжах.

С 2000 по 2010 годы коммерческий сектор высшей школы увеличился на 537% и потеснил государственные вузы. Данте Сальто приводит статистику: за тот же десятилетний период частный некоммерческий сектор высшего образования страны вырос всего на 88%, а государственный – на 85%. «Ключевыми игроками на рынке коммерческого высшего образования стали крупные национальные и международные компании, доходы которых взлетали до небес», – уточняет эксперт.

Коммерческие вузы ориентируются, прежде всего, на спрос, поэтому 43% составляют образовательные программы в сфере социальных наук, делового администрирования и юриспруденции, 16% – программы в области образования, в том числе педагогики, и 13% – в сфере здравоохранения. Как правило, предложенные программы не требуют больших затрат и, вместе с тем, обеспечивают высокий уровень доходности вложенных средств, комментирует автор материала.

Молодежь активно получает профессии в сфере менеджмента, права, бухгалтерского дела, налогового учета, маркетинга и рекламы. Те, кто обучается по педагогическим программам, становятся, в основном, учителями-предметниками. Медицинская специализация предполагает терапию, реабилитацию больных и сестринское дело.

Примечательно, что в государственном секторе высшей школы совсем другой расклад: лидируют программы сферы образования (41%), в то время как на социальные науки, деловое администрирование и юриспруденцию приходится всего 15%.

Средние баллы студентов коммерческих вузов довольно высоки

Вопрос качества образования в негосударственных вузах для многих стран – один из самых болезненных. Ясно, что частные коммерческие вузы играют в Бразилии огромную роль, делая высшее образование более доступным для населения, отмечает Данте Сальто. Однако насколько хорошо это образование? Эксперт дает на этот вопрос дипломатичный и, вместе с тем, весьма оптимистичный ответ.

Государственные вузы остаются наиболее престижными, конкурс в них по-прежнему зашкаливает, отмечает эксперт. Во всем мире большая часть институтов частного образовательного сектора уступает в качестве государственным и элитным частным университетам, добавляет он. В принципе, отнюдь не случайно то, что 95% коммерческих вузов Бразилии не имеют статуса университета.

Однако, вместе с тем, нельзя игнорировать и результаты последней национальной аттестации студентов, отмечает Сальто. Она показала, что качество обучения в государственных и частных некоммерческих вузах весьма неоднородно. «Более того, – сообщает автор статьи, – средние баллы студентов коммерческих вузов оказались выше, чем многие могли бы ожидать».

Таким образом, у коммерческой высшей школы в Бразилии весьма неплохие перспективы. Она будет продолжать расти и развиваться, убежден Данте Сальто. Во всяком случае, «многие крупные национальные и международные компании присоединят коммерческие образовательные учреждения к своим портфелям», заключает эксперт.

См. также:

Страны БРИКС развивают собственные образовательные стратегии
Массовое образование создает общество равных возможностей
Государство отвернулось от частных вузов
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Паспорт компетенций заменит диплом вуза
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Российские вузы пытаются преодолеть границы

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,1 апреля, 2014 г.