Уже давно молодежь «из глубинки» после окончания школы стремится уехать в региональные центры за образованием и работой. Однако динамика данного процесса, а также его результат остаются еще мало изучена. Стажер-исследователь Центра миграционной политики Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ Илья Кашницкий попытался выяснить, возвращаются ли молодые люди после получения образования к себе домой, каков процент молодежи навсегда покидает свою малую родину и есть ли хоть какие-то признаки демографического развития российской периферии.
Внутрирегиональная миграция была проанализирована на основании результатов переписи населения 2002 и 2010 годов на примере пяти регионов: Алтайского края, Костромской, Курской области и Ростовской областей, а также Республики Башкортостан.
Было исследовано пять когорт рождения 1988-1992 годов. В 2002 году им было 10-14 лет, в 2010 году – 18-22 года. В частности, сравнивалось количество жителей вышеперечисленных областей в 2002 и 2010 году. Изменение числа жителей автор исследования проанализировал методом исключения: уменьшение числа жителей было соотнесено с числом умерших, остальные оказывались мигрантами. «Идея метода довольно проста. Люди могут жить, умереть или уехать. Таким образом, мы можем оценить баланс миграции по сравнению со смертностью, которая довольно незначительна в молодом возрасте – в среднем не более 1% в наших когортах. Этот метод известен как метод “движущихся возрастов”», – пояснил Кашницкий.
Результаты исследования показали: миграционная ситуация в российской глубинке в последние годы ухудшилась. Если, по оценкам демографов, в предыдущий межпереписной период (1989-2002 годы) сельская местность и небольшие провинциальные города ежегодно теряли до 40% выпускников школ за счет миграции в региональные центры и крупнейшие города, то теперь таких уже более 70%.
«Две трети выпускников школ уезжают из периферии в региональные центры и обратно уже не возвращаются, – утверждает Кашницкий. – Самые депрессивные районы потеряли до 70% выпускников школ в промежуток между двумя переписями населения. Миграция оказывается основным фактором изменений в демографических структурах».
Чем отдаленней периферийный район, тем более он депрессивный и тем меньше в нем молодежи и больше стариков.
«Каждый крупный региональный центр, привлекающий большое число мигрантов, формирует депрессивное кольцо вокруг себя. Это результат “истощения миграции”, – констатировал автор доклада. – Мы не видим стабильного демографического развития российских внутренних районов».
Так, за восемь лет Курская область потеряла 10 тысяч молодых людей, республика Башкортостан – 22 тысячи, Алтайский край – 11 тысяч человек.
При этом, отметил Кашницкий, и региональные центры для многих оказываются лишь отправной точкой для переезда в города-миллионники. Закончив институт в Барнауле, например, молодые люди направляются в Москву искать работу и создавать семью. «Периферия оказывается опустошенной, ее население стремительно стареет. Региональные центры не могут предложить достаточно рабочих мест и также теряют молодежь», – резюмировал исследователь.
См. также:
Россияне меняют периферию на региональные столицы
Маятниковая миграция снижает качество жизни в регионе
Миграция между регионами бессмысленна или невозможна
Иммигрантские столицы Европы, от Лондона до Москвы
История заселения регионов влияет на менталитет их жителей
Москвичи и мигранты не понимают друг друга
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!