Самозанятость в российском обществе воспринимается лишь как часть «стратегии выживания», сфера вторичной, временной или случайной занятости, сосредоточенной в традиционных отраслях и малоквалифицированных видах деятельности.
Тем не менее, число самозанятых профессионалов – фрилансеров, которые специализируются в области информационных технологий, художественного и промышленного дизайна, журналистики, переводов, фото/аудио/ видео, рекламы, маркетинга, инженерно-конструкторских разработок, а также во многих других областях, стремительно растет. Они являются важными субъектами интернет-экономики, «креативных индустрий», а также других отраслей, предъявляющих спрос на высококвалифицированный творческий труд и продвинутые навыки в сфере информационных технологий. Многие фрилансеры осуществляют свою деятельность удаленно (через интернет), что позволяет им преодолевать географические расстояния и административно-политические границы.
Старшие научные сотрудники Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ Денис Стребков и Андрей Шевчук провели исследование, целью которого стал анализ российского фриланса, а также влияния человеческого капитала на доходы и удовлетворенность фрилансеров.
«Производственный потенциал электронной самозанятости целиком базируется на человеческом капитале, т.е. навыках и способностях работников, – рассказали авторы исследования. – Рынки электронной самозанятости имеют свою специфику, связанную в частности с отсутствием инвестиций со стороны фирм в человеческий капитал работников и требований к подтверждению квалификации дипломами, индивидуализированным и творческим характером труда, быстрым моральным старением навыков».
Эта специфика порождает интересные исследовательские вопросы. Существует ли отдача от формального образования на подобном рынке или же человеческий капитал накапливается преимущественно в ходе практической деятельности? Вознаграждается ли работа по специальности или сфера полученного образования не имеет большого значения? Какой показатель лучше всего характеризует уровень накопленного человеческого капитала?
В своем исследовании ученые проанализировали влияния различные показатели человеческого капитала на результаты деятельности и социальное самочувствие фрилансеров. «Это не только позволяет лучше понять, как функционирует новый сектор занятости, но и расширяет общие представления о рынках труда посредством тестирования социологических и экономических концепций на новом объекте исследования», – отметили авторы исследования.
Эмпирической основой исследования послужил онлайн-опрос «Перепись фрилансеров», проведенный авторами в 2014 году на крупнейшей русскоязычной бирже удаленной работы FL.ru.
Для исследования была использована подвыборка из 4384 человек (27,4% от исходного массива). Это «чистые фрилансеры», для которых самостоятельная занятость является единственным источником дохода. Они имеют высшее образование (из рассмотрения исключены случаи вторичной занятости и лица без высшего образования, включая студентов). В данной подвыборке 49% составляют мужчины и 51% – женщины. Их средний возраст – 33 года, среднее время работы в качестве фрилансеров – 3-4 года, средний месячный доход – около 33 тысяч рублей.
Примерно две трети (64%) фрилансеров – это люди с полным высшим образованием, у 30% высшего образования нет, а у 6%, наоборот, есть два высших образования или учёная степень.
Две трети (67%) состоят в официальном или гражданском браке. У 17% есть маленькие дети в возрасте до трех лет, за которыми необходимо ухаживать, и ещё у 26% есть дети в возрасте до 16 лет.
Пятую часть фрилансеров составляют жители Москвы и Санкт-Петербурга, 39% опрошенных проживают в других регионах России и 41% представляет другие страны, прежде всего, Украину (30%), Беларусь (4%), Казахстан и Молдову (по 2%).
Для выявления различных взаимосвязей использовались такие параметры самозанятых как доход, удовлетворенность работой, уровень образования, соответствие полученного образования профессиональному занятию, стаж работы фрилансером и самооценка профессионального мастерства.
Контрольные переменные включали стандартный набор социально-демографических характеристик – место жительства, сфера профессиональной деятельности, сфера образования по диплому, продолжительность рабочего времени (количество часов в неделю). В регрессионных моделях для удовлетворенности работой также контролировался доход.
Доход фрилансера напрямую связан с его образованием и профессионализмом, выяснили авторы исследования. «При прочих равных, более высокий доход имеют люди с учёной степенью или двумя высшими образованиями, высоко оценивающие своё профессиональное мастерство и дольше остальных работающие в качестве фрилансеров, – говорится в исследованиии. – Данная тенденция сохраняется и при рассмотрении по отдельности мужчин и женщин. При этом значения регрессионных коэффициентов у мужчин выше, что свидетельствует о более сильном влиянии элементов человеческого капитала на их доход».
При этом доход мужчин-фрилансеров не зависит от специальности, полученной в ВУЗе. У женщин же, напротив, это соответствие играет чрезвычайно важную роль: его наличие значимо повышает уровень дохода при прочих равных.
Анализ также показал, что с возрастом уровень дохода возрастает, но эта связь нелинейная.
Заработок положительно связан и с наличием семейного партнёра. Люди, вынужденные ухаживать за маленькими детьми в возрасте до трех лет, зарабатывают меньше, а вот те фрилансеры, у которых есть дети, уже не требующие постоянного ухода, наоборот, имеют более высокий уровень дохода, нежели бездетные.
Положительно связана с доходом и продолжительность рабочего времени фрилансера: больше работаешь – выше доход.
Иная ситуация наблюдается при рассмотрении факторов, влияющих на удовлетворённость работой.
Несмотря на то, что женщины зарабатывают меньше мужчин, их удовлетворённость работой значимо выше. Среди всех переменных, характеризующих человеческий капитал, у мужчин только самооценка профессионального мастерства имеет значимую положительную связь с уровнем удовлетворённости. У женщин же помимо профессионального мастерства важную роль играет наличие соответствия между работой в качестве фрилансера и специальностью, полученной в вузе.
Влияние возраста здесь обратное тому, что наблюдалось при рассмотрении дохода: молодёжь демонстрирует наиболее высокий уровень удовлетворённости работой, а затем при переходе в старшие возрастные группы эта удовлетворённость снижается.
Кардинально различается влияние на социально-экономические результаты индивида региональных переменных: В Москве и Санкт-Петербурге уровень дохода значимо выше, чем в остальных российских регионах, а уровень удовлетворённости – наоборот, ниже.
У фрилансеров, проживающих за рубежом, соответственно, ниже доход, но выше удовлетворённость. А вот такие контрольные переменные, как наличие маленьких детей в семье, за которыми необходимо ухаживать, и продолжительность рабочей недели с уровнем удовлетворённости никак не связаны.
Вывод, который делают авторы исследования: доход и удовлетворенность фрилансера во многом зависят от самооценки его профессионального мастерства.
«Влияние этой переменной сильное и устойчивое во всех моделях, оно не зависит от гендера. По‑видимому, данный показатель является максимально комплексным – он включает в себя и уровень профессиональной подготовки индивида (как формальное образование, так и неформальное), и наличие опыта работы, и даже такие сложно измеряемые категории как талант и везение, – отмечают Стребков и Шевчук. – Он шире всех остальных рассматриваемых переменных, и поэтому лучше всего подходит для операционализации понятия “человеческий капитал” применительно к самозанятым профессионалам».
Авторы также подчеркивают, что усматривают у фрилансеров нечто вроде компенсационного эффекта: люди, не получающие высокого дохода, имеют другие преимущества, позволяющее им быть удовлетворёнными своей работой. К этим преимуществам, например, могут относиться гибкий график, возможность удалённой работы, наличие творческой компоненты.
См. также:
Дома и стены помогают
Фриланс как образ жизни – ценности и типажи
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!