Большинство крупных компаний России, принадлежащих как к сырьевому, так и к несырьевому сектору, имеют свои корпоративные этические кодексы. Чаще всего эти кодексы разработаны с учетом западного опыта, либо являются переводами иностранных оригиналов, если речь идет о филиалах международных корпораций. Но настоящим инструментом управления корпоративные этические кодексы пока не стали. Более того, в кризисные периоды пропаганда этических норм, правил и ценностей даже в крупных российских компаниях отходит на второй план. Средние и малые компании вовсе не считают корпоративный этический кодекс своим атрибутом.
Чтобы понять, каковы тенденции в применении и использовании корпоративных этических кодексов в России, Екатерина Иванова исследовала практики крупных российских компаний. Исследование проводилось в два этапа.
В ходе первого была составлена и проанализирована выборка из 79 этических кодексов компаний-участниц рейтинга журнала «Эксперт» (400 крупнейших компаний России по объему реализации продукции за 2012 год).
В ходе второго этапа исследователь провела десять экспертных интервью с топ-менеджерами, руководителями департаментов по персоналу и связям с общественностью крупных и средних российских компаний, представляющих как добывающие сектора экономики, так и сферу услуг. В число интервьюируемых также вошли ведущие профессиональные консультанты и преподаватели бизнес-школ. Интервью состоялись в 2012-2013 годах в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Кроме того, автор использовала данные включенных наблюдений с ряда профессиональных конференций, посвященных этическим практикам, в Москве и Санкт-Петербурге.
Актуальность теме этики в бизнесе придает невиданный размах, который приняли корпоративные скандалы во всем мире, ставящие под сомнение основные постулаты корпоративной социальной ответственности (КСО), замечает Иванова. Например, за последние десятилетия банкротами из-за неэтичного поведения руководителей оказались такие мировые гиганты бизнеса, как «Arthur Anderson», «Enron» и «Merrill Lynch». Исследователь акцентирует внимание на том, что российскому бизнесу всего 20 лет, и болезни роста неизбежны, в том числе в сфере формирования норм и ценностей. Но результаты международных исследований, касающихся этичного ведения бизнеса российскими компаниями заставляют обратить на себя внимание. «По данным Международного рейтинга конкурентоспособности, проведенного Всемирным экономическим форумом в 2012-2013 годах, Россия по этому показателю занимает 67-е место из 144 возможных», – отмечает Иванова. В тоже время по индикатору «этическое поведение фирм» российский бизнес лишь на 119-ом месте.
Способна ли улучшить ситуацию практика распространения и внедрения корпоративных этических кодексов? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, с какой целью компании в России создают документы, декларирующие этические нормы, и играют ли эти документы какую-либо роль в реальной практике управления компанией.
Исследование показало, что у 39% компаний, вошедших в рейтинг «Эскперт-400» за 2012 год, внедрены кодексы корпоративной этики. В свободном доступе этические кодексы находятся у трети (33%) крупнейших российских компаний. Еще 6% участников рейтинга не размещают текст кодекса на своих корпоративных сайтах, но заявляют о его наличии через такие каналы, как годовой отчет, отчет об устойчивом развитии, корпоративная пресса или сообщают о его разработке через СМИ.
Несмотря на то, что более половины, а именно, 61% крупнейших российских компаний никак не заявляют о существовании собственных этических кодексов, полученная исследователем статистика свидетельствует о том, что практика внедрения этических кодексов вошла в оборот лидеров российского бизнеса. «Наглядным подтверждением этого тезиса служит тот факт, что в 19 из ТОП-20 крупнейших российских компаний, вошедших в упомянутый выше рейтинг, этические кодексы уже внедрены», – поясняет Иванова.
В ходе исследования выяснилось, что более трех четвертей (81%) всех созданных в крупнейших российских компаниях корпоративных кодексов приходится на восемь отраслей экономики сырьевого и несырьевого сектора. Абсолютным лидером оказался банковский сектор.
Таблица 1. К какой отрасли принадлежит компания, создавшая кодекс?
Отрасль | Частота | Процент |
Банки | 10 | 16% |
Электроэнергетика | 9 | 14% |
Металлургия | 8 | 13% |
Машиностроение | 7 | 11% |
Нефтяная и нефтегазовая промышленность | 7 | 11% |
Транспорт | 5 | 8% |
Телекоммуникации и связь | 3 | 5% |
Химическая и нефтехимическая промышленность | 3 | 5% |
Другие отрасли | 12 | 19% |
Итого | 64 | 100% |
Источник: доклад Екатерины Ивановой
Анализируя цели создания корпоративных этических кодексов, автор отмечает, что компании, вставшие на этот путь, преследовали сразу несколько целей. Это, в первую очередь, выработка единых стандартов поведения, исключающих воровство и коррупционные схемы, а также создание свода корпоративных ценностей, формирующих стержень корпоративной культуры.
Проведенный автором контент-анализ этических кодексов показал, что существенных отличий в содержании отечественных разработок от международных практически не наблюдается. Чаще всего фигурируют темы, связанные с конфиденциальностью информации, конфликтами интересов и злоупотреблениями корпоративной собственностью. Из конкретных проявлений злоупотреблений наиболее частой регламентации подвержен вопрос предоставления подарков, привилегий и развлечений за корпоративный счет.
Однако важные этические вопросы часто остаются за пределами текстов этических кодексов российских компаний. Так, только в четверти изученных кодексов упоминаются запреты на выплаты госслужащим или политическим партиям, отмечает Иванова. Еще реже регламентируются запреты на фальсификацию данных, вносимых в системы учета, а также осуществление «откатов».
Такие низкие значения по этой группе показателей можно объяснить тремя факторами.
Во-первых, треть кодексов по объему не превышает пяти страниц, что говорит о том, что содержательно они носят довольно общий характер.
Во-вторых, большинство кодексов российских компаний существуют в первой редакции, несмотря на заложенную в половине из них норму о регулярном пересмотре.
В-третьих, в изученных кодексах, за редким исключением таких компаний как «Вымпелком» или «Росагро», практически отсутствуют прямые ссылки на конкретные международные законодательные акты, регламентирующие антикоррупционное поведение сотрудников, объяснила исследователь.
Со ссылкой на принимавших участие в проекте экспертов, Иванова отмечает, что на практике система управления, в основе которой лежал бы этический кодекс, в России практически не встречается. Одна из проблем в отсутствии механизмов контроля над исполнением. «Горячая линия», этический уполномоченный или комиссия по этике – пока редкость в российских компаниях. Если что-то из этого списка и присутствует, то зачастую, как замечает автор доклада, оно превращается в механизм разрешения межличностных конфликтов.
Эксперты-участники исследования подтвердили, что тема этических кодексов в России пока совсем неактуальна для малого и среднего бизнеса, который зачастую находится в борьбе за выживание.
«Пройдена в лучшем случае половина пути, когда сам управленческий инструмент стал широко узнаваемым и как минимум выполняет косметическую функцию. Будучи не самой актуальной во время кризиса темой, требующей привлечения компетентных управленческих кадров и не дающей быстрых результатов, она имеет шансы на успех только при серьезном давлении извне», – резюмирует исследователь. Такой силой, как отмечает Иванова, чаще всего выступают международные инвесторы, под влиянием которых крупнейшие российские компании приводят свой бизнес в цивилизованный вид.
См. также:
Компании игнорируют соцсети и чаты при общении с сотрудниками
Подрисовал отчетность – потерял управляемость
Парадоксы социальной ответственности
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!