На примере истории развития США Айзек Эрлих показал роль накопления человеческого капитала в ускорении экономического роста. Он отметил, что, несмотря на то, что сегодня экономический рост – цель политики практически любой страны, его история насчитывает всего лишь 150-200 лет. Лишь после промышленной революции стало возможным говорить о последовательном увеличении реального ВВП в Европе. До того времени господствовала идея о накоплении нацией богатства, автором которой был Адам Смит. Соответственно, выигрывала та страна, которой удавалось добиться максимально эффективной специализации в международном разделении труда.
Неоклассическая теория, возникшая в конце восемнадцатого века, определила иные факторы, определяющие экономический рост, которыми стали капитал и труд, имеющие убывающую предельную отдачу. ВВП в неоклассической теории прямо пропорционально зависит от уровня капитала на одного работника. При этом в долгосрочной перспективе темп прироста выпуска равен нулю, и соответствует тому уровню капиталоемкости труда, при котором инвестиции на одного работника равны амортизации на одного работника (так называемое «золотое правило»).
Фактором, способным подтолкнуть долгосрочный ВВП к росту, являются технологии. Фактор технологий является эндогенной величиной, которая прямо пропорциональна человеческому капиталу, считает Эрлих. Человеческий капитал он разделяет на две составляющие: «укорененный» и «неукорененный». «Укорененный» человеческий капитал – это набор навыков, знаний и умений, присущих конкретной человеческой личности. Отдача от накопления такого человеческого капитала будет убывающей, так как в силу объективных биологических причин человек не способен учиться бесконечно.
«Неукорененный» человеческий капитал включает в себя идеи, принадлежащие всему обществу, развиваемые и дополняемые с течением времени. Такие идеи от поколения к поколению имеют все больший положительный внешний эффект и поэтому обладают возрастающей предельной отдачей.
Таким образом, высокий экономический рост будет обеспечен в той стране, которая быстрыми темпами накапливает человеческий капитал. Ярким примером нации, успешно реализующей эту стратегию на протяжении всей своей истории, являются США.
Получившие независимость в 1776 году, США смогли опередить Англию по размеру реального ВВП уже в 1870 году. При этом на протяжении 162 лет (1850-2012 годы) США демонстрировали существенно более высокие темпы прироста реального ВВП: 3,36% в год против 1,92% в Великобритании и 1,8% в год на душу населения против 1,43% в Англии. Эрлих объясняет этот успех США тем, что они были более эффективны в накоплении человеческого капитала.
Измерение человеческого капитала – это отдельная сложная исследовательская проблема. Человеческий капитал имеет смысл измерять сразу несколькими параметрами – через образование, НИОКР, обучение на рабочем месте и др. В силу ограниченности исторических данных, в США исследователь измеряет человеческий капитал долей людей, имеющих высшее образование.
Уже в 1913 США занимали шестое место по доле людей в возрасте от 25 до 64 лет, имеющих образование (от начальной до высшей ступени). При этом они были на первом месте в мире по доле людей, закончивших вуз, отметил профессор. В 2011 году США по-прежнему входили в пятерку стран (были на четвертом месте) по доле людей с дипломом о высшем образовании.
Эрлих привел четыре фактора, способствовавших успешному накоплению человеческого капитала в Америке.
Во-первых, это историческая заинтересованность американцев в начальном образовании. США перманентно расширяли свою территорию, и рабочие начинали перемещаться в поисках лучшей жизни. При этом успех человека на новом месте определялся его базовыми навыками, которые он приобретал в школе (умение считать и писать, грамотная речь). Именно поэтому мигрирующие американцы традиционно обладали школьным образованием.
Во-вторых, это реформы образования 1862-90 годов, в ходе которых была создана сеть государственных высших учебных заведений, значительно ускоривших накопление человеческого капитала среди способных молодых людей из среднего класса.
В-третьих, в 1944 году был принят закон (MontgomeryG.I. Bill), который дал право на бесплатное высшее образование всем солдатам, которые вернулись с фронтов Второй мировой войны. Это способствовало росту человеческого капитала сразу у нескольких поколений – солдат, их детей, которые находились уже на более высокой ступени социальной мобильности, и, соответственно, располагали средствами на обучение в вузе.
В-четвертых, США исторически проводят эффективную для привлечения квалифицированной рабочей силы иммиграционную политику.
Когда в вопросе регулирования миграционных потоков США придерживались правила «открытых дверей», действовал «принцип самоотбора»: в Америку мигрировали либо люди, чувствовавшие в себе способности преуспеть на новом месте и склонные к риску, либо интеллигенция, гонимая из Старого Света различными катаклизмами. Позже, когда Америка ужесточила свое иммиграционное законодательство, в страну начала перемещаться тщательно отбираемая квалифицированная рабочая сила.
Таким образом, отмечает Айзек Эрлих, на протяжении всей свой истории США успешно реализовали политику накопления человеческого капитала, который и стимулировал экономический рост. Однако само по себе накопление человеческого капитала было лишь необходимым условием для роста ВВП. Среди необходимых условий, которые позволяли человеческому капиталу трансформироваться в технологии, исследователь называет характеристики институциональной среды: полную семью, верховенство права, свободную торговлю и прочее.
Для того чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста, центральной целью государственной экономической политики должно выступить построение «человеческого капитализма», где новые инновационные технологии рождаются на пересечении рынка товаров и рынка идей, подчеркнул Эрлих.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!