Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Человеческий капитал стимулирует экономический рост

Человеческий капитал стимулирует экономический рост

Для обеспечения высоких темпов экономического роста, страна должна проводить эффективную политику накопления человеческого капитала. Также необходимо создавать институциональные условия для его трансформации в инновационные технологии, отметил профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало, главный редактор журнала «Journal of Human Capital» Айзек Эрлих в докладе на XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества» в НИУ ВШЭ

На примере истории развития США Айзек Эрлих показал роль накопления человеческого капитала в ускорении экономического роста. Он отметил, что, несмотря на то, что сегодня экономический рост – цель политики практически любой страны, его история насчитывает всего лишь 150-200 лет. Лишь после промышленной революции стало возможным говорить о последовательном увеличении реального ВВП в Европе. До того времени господствовала идея о накоплении нацией богатства, автором которой был Адам Смит. Соответственно, выигрывала та страна, которой удавалось добиться максимально эффективной специализации в международном разделении труда.

Неоклассическая теория, возникшая в конце восемнадцатого века, определила иные факторы, определяющие экономический рост, которыми стали капитал и труд, имеющие убывающую предельную отдачу. ВВП в неоклассической теории прямо пропорционально зависит от уровня капитала на одного работника. При этом в долгосрочной перспективе темп прироста выпуска равен нулю, и соответствует тому уровню капиталоемкости труда, при котором инвестиции на одного работника равны амортизации на одного работника (так называемое «золотое правило»).

Образование как локомотив роста экономики

Фактором, способным подтолкнуть долгосрочный ВВП к росту, являются технологии. Фактор технологий является эндогенной величиной, которая прямо пропорциональна человеческому капиталу, считает Эрлих. Человеческий капитал он разделяет на две составляющие: «укорененный» и «неукорененный». «Укорененный» человеческий капитал – это набор навыков, знаний и умений, присущих конкретной человеческой личности. Отдача от накопления такого человеческого капитала будет убывающей, так как в силу объективных биологических причин человек не способен учиться бесконечно.

«Неукорененный» человеческий капитал включает в себя идеи, принадлежащие всему обществу, развиваемые и дополняемые с течением времени. Такие идеи от поколения к поколению имеют все больший положительный внешний эффект и поэтому обладают возрастающей предельной отдачей.

Таким образом, высокий экономический рост будет обеспечен в той стране, которая быстрыми темпами накапливает человеческий капитал. Ярким примером нации, успешно реализующей эту стратегию на протяжении всей своей истории, являются США.

Получившие независимость в 1776 году, США смогли опередить Англию по размеру реального ВВП уже в 1870 году. При этом на протяжении 162 лет (1850-2012 годы) США демонстрировали существенно более высокие темпы прироста реального ВВП: 3,36% в год против 1,92% в Великобритании и 1,8% в год на душу населения против 1,43% в Англии. Эрлих объясняет этот успех США тем, что они были более эффективны в накоплении человеческого капитала.

Измерение человеческого капитала – это отдельная сложная исследовательская проблема. Человеческий капитал имеет смысл измерять сразу несколькими параметрами – через образование, НИОКР, обучение на рабочем месте и др. В силу ограниченности исторических данных, в США исследователь измеряет человеческий капитал долей людей, имеющих высшее образование.

Уже в 1913 США занимали шестое место по доле людей в возрасте от 25 до 64 лет, имеющих образование (от начальной до высшей ступени). При этом они были на первом месте в мире по доле людей, закончивших вуз, отметил профессор. В 2011 году США по-прежнему входили в пятерку стран (были на четвертом месте) по доле людей с дипломом о высшем образовании.

Технологии создают профессионалы

Эрлих привел четыре фактора, способствовавших успешному накоплению человеческого капитала в Америке.

Во-первых, это историческая заинтересованность американцев в начальном образовании. США перманентно расширяли свою территорию, и рабочие начинали перемещаться в поисках лучшей жизни. При этом успех человека на новом месте определялся его базовыми навыками, которые он приобретал в школе (умение считать и писать, грамотная речь). Именно поэтому мигрирующие американцы традиционно обладали школьным образованием.

Во-вторых, это реформы образования 1862-90 годов, в ходе которых была создана сеть государственных высших учебных заведений, значительно ускоривших накопление человеческого капитала среди способных молодых людей из среднего класса.

В-третьих, в 1944 году был принят закон (MontgomeryG.I. Bill), который дал право на бесплатное высшее образование всем солдатам, которые вернулись с фронтов Второй мировой войны. Это способствовало росту человеческого капитала сразу у нескольких поколений – солдат, их детей, которые находились уже на более высокой ступени социальной мобильности, и, соответственно, располагали средствами на обучение в вузе.

В-четвертых, США исторически проводят эффективную для привлечения квалифицированной рабочей силы иммиграционную политику.

Когда в вопросе регулирования миграционных потоков США придерживались правила «открытых дверей», действовал «принцип самоотбора»: в Америку мигрировали либо люди, чувствовавшие в себе способности преуспеть на новом месте и склонные к риску, либо интеллигенция, гонимая из Старого Света различными катаклизмами. Позже, когда Америка ужесточила свое иммиграционное законодательство, в страну начала перемещаться тщательно отбираемая квалифицированная рабочая сила.

Таким образом, отмечает Айзек Эрлих, на протяжении всей свой истории США успешно реализовали политику накопления человеческого капитала, который и стимулировал экономический рост. Однако само по себе накопление человеческого капитала было лишь необходимым условием для роста ВВП. Среди необходимых условий, которые позволяли человеческому капиталу трансформироваться в технологии, исследователь называет характеристики институциональной среды: полную семью, верховенство права, свободную торговлю и прочее.

Для того чтобы обеспечить высокие темпы экономического роста, центральной целью государственной экономической политики должно выступить построение «человеческого капитализма», где новые инновационные технологии рождаются на пересечении рынка товаров и рынка идей, подчеркнул Эрлих.

 

16 апреля, 2014 г.