Новые технологии могут изменить процесс трансляции и получения знаний. Но темпы роста образования могут значительно повлиять на социальное устройство общества. На этом акцентировал внимание Исак Фрумин в ходе презентации своего доклада на площадке Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Точка кипения».
За последние сто лет роль и масштабы образования в мире росли невиданными темпами. Если еще в 1950-е годы число грамотных людей в мире не достигало и одного миллиарда, то сегодня на Земле их число достигло 3,5 млрд человек.
Настоящая революция в образовании, как отметил Фрумин, произошла в Северной Африке. В 80-е и 90-е годы прошлого века количество грамотных женщин в регионе не достигало 60%. Но с 2005 до 2011 этот показатель серьезно увеличился, приблизившись к 85%. Количество грамотных мужчин на североафриканском континенте превысило 90%.
Профессия учителя, которая еще недавно считалось элитной, в современных условиях, как заметил Фрумин, становится массовой. «Всего за 22 года количество учителей в мире удвоилось», – рассказал докладчик. Так в 1970 году в мире насчитывалось 25,4 млн учителей, а в 1992 году эта цифра выросла до 53,2 млн человек.
Один из аспектов, на котором Фрумин сделал особый акцент, касается продолжительности времени обучения. Еще в 1958 году в СССР только 50% восьмиклассников продолжали обучение в девятом классе средней школы. Сегодня ожидаемая средняя продолжительность обучения в России составляет 13,5 лет.
По прогнозам, к 2060-му году, как отметил докладчик, средняя продолжительность обучения в России может вырасти до двадцати лет, а в США – до 25 лет. «Налицо тренд: человек в современном мире попадает в систему организованного образования на колоссальный отрезок времени», – отметил Фрумин. Уже сейчас в развитых странах есть люди, которые отдают учебе 25 лет жизни.
Очевидно, что высшее образование становится социальной нормой. Все больше людей вне зависимости от запросов и потребностей экономики стремятся получить университетский диплом.
Здесь возникает вопрос качества образования, актуальный для России. Растет запрос общества на образование, растет и предложение образовательных программ низкого качества, не обеспечивающих прироста компетенций, отметил эксперт.
При этом высшее образование формирует у человека стандарты потребления, определенные ожидания от работы, социального положения. Например, в России «премия» за высшее образование (соотношение заработков лиц с высшим образованием с заработком тех, у кого образование среднее) составляет сегодня 60%. Не ясно, сохранится ли такая премия с ростом получателей дипломов высшего образования и готова ли экономика предоставить им адекватные рабочие места.
Отдельного внимания требует и сам статус высшего образования. По мнению Фрумина, в будущем роль маркера высшего образования может перейти к магистратуре и аспирантуре.
См. также:
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Паспорт компетенций заменит диплом вуза
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!