Около 80% российских детей имеют профиль в социальных сетях, показало исследование «Дети России онлайн» в 2010 году. По этому показателю Россия опережает Европу, где число пользователей соцсетей среди детской интернет-аудитории составляет 60% (Зотова Е., Солдатова Г. Российские и европейские школьники: проблемы онлайн-социализации // Дети в информационном обществе. № 7, 2011, с. 46-55).
Как ни парадоксально, при такой огромной доле включенности школьников в виртуальные сообщества их реальное поведение в соцсетях почти не исследовано. Вместе с тем, общим местом стали утверждения о том, что дети на виртуальных площадках без устали занимаются самопрезентацией – меняют статусы, фотографии, ищут все новые контакты и ведут себя доверчиво, излишне открываясь перед виртуальными собеседниками.
В действительности 70% школьников не пишут заметок о себе и своей жизни, установили научные сотрудники Лаборатории мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета Ольга Гуркина и Елена Новикова в докладе «Использование виртуальных социальных сетей: есть ли выбор у современных подростков?».
Эксперты отмечают, что самовыражение, творческая функция соцсетей оказывается второстепенной для подростков. Школьники заходят на виртуальные площадки, прежде всего, с утилитарной целью: общаться с друзьями, слушать музыку и смотреть кино. И даже свою позицию дети высказывают завуалированно – с помощью тиражирования интересной, на их взгляд, информации и «лайков», отмечают эксперты.
Эмпирической базой работы послужил анкетный опрос учащихся десятых классов в девяти московских школах. Итоговая совокупность исследования составила 356 человек.
Подавляющее большинство подростков давно и активно включены в социальные сети. 72% из них регулярно заходят лишь в одну или две сети (42% и 30% респондентов соответственно). Тремя и четырьмя соцсетями постоянно пользуется гораздо меньшая доля старшеклассников – 15% и 8%. Таким образом, многообразие социальных сетей на деле привлекает лишь крайне небольшую группу подростков, подчеркивают Гуркина и Новикова.
Бесспорный лидер по популярности среди подростков – социальная сеть «Вконтакте». Регулярно там проверяют свою страницу 95% респондентов. Для 85% опрошенных эта сеть выбрана в качестве основной.
Большинство школьников – 60% – проводят в социальных сетях до трех часов в день. 16% из них сидят «в виртуале» меньше часа в день. 44% посвящают соцсетям от одного до трех часов в день.
Среди оставшихся 40% респондентов половина сидит в соцсетях от трех до пяти часов в день, а еще половина – более пяти часов.
Каждый пятый российский ребенок имеет больше 100 друзей в социальной сети, показало исследование «Дети России онлайн». С возрастом число друзей в сети увеличивается, что говорит о росте интенсивности общения. В то же время абсолютное большинство школьников – 95% – не стремятся к тому, чтобы приобрести как можно больше френдов и подписчиков, установили Гуркина и Новикова.
Оказалось, что у 60% респондентов – до 100 друзей в основной социальной сети. Из них 26% имеют менее 50 друзей, а 34% – от 50 до 100 друзей.
Оставшиеся 40% респондентов имеют более ста друзей в основной социальной сети (из них 32% – до 300 друзей, а 8% – от 301 до 1000 и более).
Любопытно, как эти данные соотносятся с количеством друзей в реальности. Ряд экспертов считают, что, как бы ни расширялся круг виртуального общения пользователя, число настоящих друзей остается неизменным (для взрослых этот предел, по мнению британского антрополога Робина Данбара, – 150 человек). По данным Гуркиной и Новиковой, у 43% школьников в реальной жизни – до 10 друзей. У 58% – больше десятка друзей. Возникает вопрос: кто те «френды» в соцсетях, которые не входят в ближний круг реальных друзей?
Одной из главных характеристик аудитории общения в соцсетислужит реальное знакомство с «френдом». Более половины пользователей-десятиклассников (67%) знакомы со всеми или почти со всеми своими друзьями из сети, отмечают авторы доклада. Более чем с половиной своих виртуальных друзей знакома пятая часть респондентов (21%), а менее чем с половиной – всего около 10%. Иными словами, абсолютное большинство школьников не склонны иметь в друзьях незнакомых им людей.
Более того, в социальные сети подростки идут чаще всего ради общения с реальными друзьями и знакомыми – одноклассниками, друзьями друзей, ребятами со двора. Об этом заявили 94% школьников.
С родителями, сестрами или другими родственниками с помощью социальных сетей часто общаются лишь 14% учащихся. Только 15% старшеклассников ответили, что поддерживают общение с пользователями сети, с которыми они не знакомы в реальной жизни. Такое общение обычно происходит через сообщества по интересам.
Школьникам задавали и вопрос о том, чем их привлекает основная соцсеть. 82% респондентов ответили, что в этой соцсети зарегистрированы большинство их друзей и знакомых.
Этот пункт можно трактовать двояко, комментируют авторы исследования. С одной стороны, школьник может руководствоваться мотивом: «У всех есть, почему бы и мне не сделать». С другой стороны, на первый план может выходить коммуникативный мотив: «В этой социальной сети удобнее всего общаться с большинством друзей». Гуркина и Новикова делают вывод, что «в обоих случаях социальные сети можно представить как некую воронку, в которую по спирали друг за другом засасывает все новых и новых пользователей».
Подход школьников к социальным сетям – скорее, утилитарный, чем творческий, отмечают исследователи. Чаще всего социальные сети используются школьниками для прослушивания или скачивания музыки и аудиокниг (91%), общения с друзьями (81%) и просмотра или скачивания кинофильмов (66%). Подростки также признаются, что используют социальные сети в качестве источника информации о друзьях и событиях в мире (43%).
Как своеобразную фотогалерею рассматривают соцсети лишь треть подростков.
Кстати, примерно столько же школьников используют виртуальные сообщества для поиска информации по учебе. «То есть половина из используемых функций, как правило, связана с потреблением контента – развлечением и с общением», – суммируют Гуркина и Новикова.
Функция прямого самовыражения в соцсетях, которая может воплощаться в заметках о себе (статусах), комментариях и выкладывании фото, школьниками почти не используется. Новой формой сообщения своего мнения стало использование «лайка» – отметки «нравится», она часто используется вместо прямых комментариев. Косвенно выразить свое мнение позволяет и функция репоста. Подростки, просматривая информацию, отбирают наиболее интересную, с их точки зрения, и делятся ею с друзьями. Ставят лайки и делают репосты каждый день свыше трети (36%) школьников, еще четверть – несколько раз в неделю.
Еще одно популярное занятие – добавление музыки или видео: четверть школьников занимаются этим каждый день, более трети (36%) – раз в неделю, еще одна пятая – реже, чем раз в неделю.
Комментирование сообщений пользуется меньшей популярностью и используется реже, чем раз в неделю, подчеркивают эксперты. Для 40% школьников вообще не свойственно оставлять комментарии в сообществах по интересам, так же как для 22% учащихся не свойственно комментировать обновления на страницах друзей.
Наименее распространенное среди подростков занятие – написание заметок о себе и своей жизни. Большинство – 69% школьников – не делают этого. Те, кто все же пишет о себе, признаются, что делают это лишь в исключительных случаях.
Подростки не стремятся придумывать и менять статусы. 44% не занимаются этим вообще, еще 40% делают это крайне редко.
Фотографии школьники выкладывают также нечасто: реже, чем раз в неделю, – треть опрошенных. Крайне редко, в исключительных случаях, – 39% респондентов. 14% не делают этого вообще.
Таким образом, школьники довольно однообразно используют социальные сети. Нормой оказывается частая проверка личной страницы и общение исключительно с близким кругом друзей. Большинство подростков предпочитает «количественное распространение контента качественному наполнению сети новой информацией», подчеркивают Гуркина и Новикова.
См. также:
Родителей и детей разделяет масс-культура
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Детство изменилось и требует нового понимания
Политическая активность в соцсетях подвергается манипуляциям
Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и Вконтакте мешают друг другу
Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и ТВ, революция и контрреволюция
Рынком фотографии правят социальные сети
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!