Проблема бедности в России выглядит уже не так, как это было еще десять лет назад. Сейчас, как замечает Светлана Мареева, речь идет не просто о численности бедных. Вопрос в том, насколько далеко зашел процесс превращения бедных из нижнего по доходам сегмента российского общества в его «новую периферию», для которой характерны не только иные, чем для остального населения возможности и характер занятости, но и специфические нормы и ценности, то есть собственная субкультура. Результаты проведенного исследования дают возможность ответить на этот вопрос.
Эмпирической базой для анализа послужили данные нескольких репрезентативных общероссийских исследований, проведенных в 2003, 2012 и 2013 годах Институтом комплексных социальных исследований (ИКСИ РАН) и Институтом социологии (ИС РАН). Всего было опрошено около шести тысяч человек. В рамках исследования было выделено две категории бедных – бедные по доходу (имеющие доходы ниже прожиточного минимума, 9% респондентов) и бедные «по лишениям».
Исследователи выделили 11 лишений, которые идентифицированы как признаки бедности в современной России. Это, например, невозможность нормально питаться, приобрести новую одежду, наличие в жилище менее 12 квадратных метров общей площади на человека.
Как показали расчёты, к числу бедных «по лишениям» относились в 2013 году 25% населения России. При этом бедные «по доходам» и бедные «по лишениям», как замечает Мареева, оказались скорее дополняющими, чем дублирующими друг друга группами, составляющими в сумме 30% населения России.
Специальных категорий небедных в рамках исследования выделено не было. «То есть это буквально все те россияне, кто не являются бедными, без каких-либо дополнительных критериев. По сути, там оказываются и представители малообеспеченных, и средних, и высших средних слоев», – рассказала Мареева.
Один из ценностных сдвигов, который произошел в сознании бедных людей в России за последние десять лет, касается получения доходов любыми способами.
В 2003 году только 23% бедных «по доходам» и 19% бедных «по лишениям» соглашались с тем, что можно иметь любые доходы. В 2013 году эти показатели увеличились до 35% и 32% соответственно. Среди небедных людей позиция по вопросу нечестных доходов за десять лет практически не изменилась.
В 2003 году небедных, согласных с возможностью получать доходы любыми способами, было 29%, в 2013-ом – 28%.
Значительный рост доли бедных, допускающих получение доходов любыми способами, в условиях отсутствия подобной динамики среди остального населения, свидетельствует об их разочаровании в возможностях улучшить свою жизнь с помощью честного труда, отмечает Мареева.
Таблица 1. Некоторые ценностные установки разных групп бедных и небедного населения, 2013 г., %
Альтернативные суждения | Бедные | Небедные | |
По доходам | По лишениям | ||
Свобода – то, без чего жизнь теряет смысл | 63 | 57 | 64 |
Главное в жизни – материальное благополучие, а свобода второстепенна | 37 | 43 | 36 |
Современный мир жесток, и для того, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы | 48 | 49 | 51 |
Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы | 52 | 51 | 49 |
Можно иметь любые доходы, независимо от того, как они получены | 35 | 32 | 28 |
Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным трудом | 65 | 68 | 72 |
В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы была спокойная совесть и душевная гармония | 81 | 74 | 76 |
В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него был доступ к власти, возможность оказывать влияние на других | 19 | 26 | 24 |
Источник: презентация Светланы Мареевой
Другие различия ценностных установок бедных и небедных связаны с вопросом трудовых мотиваций. Эти различия, как показали результаты анализа, носят достаточно выраженный характер, особенно – среди работающих респондентов.
Среди бедных мотивация к труду, основанная на размере материального вознаграждения, распространена в заметно большей степени, чем среди небедного населения. 58% среди работающих бедных «по доходам» и 55% среди работающих бедных «по лишениям» выражают согласие с тем, что главное в работе – это сколько за нее платят. Среди небедных преобладает трудовая мотивация, основанная на интересе к работе.
«Это показывает, что ценностные установки бедных сильно связаны с особенностями их собственной жизненной ситуации и теми проблемами, которые они вынуждены решать в своей повседневной жизни», – поясняет исследователь.
График 1. Трудовая мотивация в разных группах бедных и небедного населения, 2013 г., %
Источник: презентация Светланы Мареевой
В настоящее время в публичных обсуждениях и в научных исследованиях много внимания уделяется новым ценностям и ценностным трансформациям современных людей. Нонконформизм, внутренний локус-контроль (способность, в том числе брать на себя ответственность за состояние своих дел), выбор общества равенства возможностей в противовес обществу равенства доходов – это нормы и ценности, которые ассоциируются обычно с обществами модерна. Исследователь задается вопросом, свойственны ли эти ценности в меньшей мере российским бедным, чем представителям небедного населения?
Анализ показал, что внутренний локус-контроль, как и другие ценности модерна, в меньшей мере характерны для обеих групп бедных. Так, только 46% бедных согласны с тем, что успех и неудачи находятся в руках самого человека. Среди небедных с этим согласны более половины. Практически идентична и ситуация с нонконформизмом – более половины бедных считают, что лучше жить как все, в то время как более половины небедных придерживаются мнения о том, что выделяться среди других лучше, чем жить как все.
Еще ярче проявляются различия между группами в вопросе о выборе между обществом равенства возможностей и обществом равенства доходов: для 71% небедных россиян приоритетным вариантом выступает общество равных возможностей, в то время как среди бедных «по лишениям» эта доля сокращается до 58%, а среди бедных «по доходам» даже до 54%.
Таким образом, ценности и установки, характерные для обществ модерна, бедным в России менее близки, чем небедным.
«Однако нужно отметить, что сама группа бедных россиян не является однородной, и по всем этим вопросам в ней выделяются и сторонники модернистских, и сторонники традиционалистских ценностей», – замечает Мареева. Ценности современных обществ, например, более свойственны молодым бедным, чем бедным из старших возрастных когорт.
Несмотря на выявленные различия, анализ показал, что серьезного ценностного раскола между бедными и небедными в России пока нет. По многим вопросам, касающимся взглядов на жизнь, ценностных установок, группы бедных и небедных показали близкие результаты. Говорить о ценностном расколе между бедным и небедным населением или о формировании особой культуры бедности в России пока рано, заключает Мареева.
Тем не менее, как она отмечает, по ряду позиций количественные различия между бедными и небедным населением достаточно заметны и в случае их нарастания вопрос о наличии в России особой субкультуры бедных и ее роли в закреплении их маргинального положения может актуализироваться.
См.также
Капитализм порождает одиноких индивидуалистов
Богатые тоже хотят справедливости
Россиян тянет к полюсу «жадности и подозрительности»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!