Теория политического делового цикла гласит, что расходы политических партий в предвыборный период заметно увеличиваются, отметил в исследовании «Promises, promises: Vote-buyingandtheelectoralmobilizationstrategiesofnon-crediblepoliticians» Филип Кифер. Во-первых, это связано с легальными затратами на предоставление общественных благ населению для повышения имиджа партии или отдельного политика. Во-вторых, такие партийные расходы могут являться простым подкупом избирателей.
Кифер одним из первых экономистов задается вопросом о том, какая особенность партийной системы является определяющим фактором подкупа голосов избирателей в предвыборный период. В своем исследовании, которое в значительной степени опиралось на результаты его работы в развивающихся странах, Кифер выясняет, что таким фактором является возраст политической партии.
Накануне выборов перед партией, которая стремиться максимизировать количество отданных за нее голосов избирателей, стоит простой выбор: дать привлекательные предвыборные обещания или же подкупить электорат. Покупка голосов граждан будет характерна в большей степени для молодых партий (Кифер определяет молодую партию, как ту, которой менее пятидесяти лет) сразу по нескольким причинам.
Во-первых, именно таким образом молодой партии будет легче решить проблему асимметрии информации. Проблема асимметрии информации здесь проявляется в том, что:
В этой связи даже самые привлекательные предвыборные обещания становятся для молодой партии малорациональными: ей затруднительно определить те группы населения, на которые такие обещания должны быть направлены, в то время как избиратели со скепсисом относятся к вероятности того, что предвыборная программа может быть действительно реализована.
Во-вторых, молодой партии недостает внутриорганизационной дисциплины, которая могла бы пресекать оппортунистическое поведение ее членов. Такое оппортунистическое поведение может проявляться во внезапной смене курса лидером партии или в размытии партийного имиджа (совокупность характеристик партии, отличающих ее от других) другими членами. Именно поэтому имидж партии перестает быть сигналом доверия со стороны избирателей, и стратегия осуществления затрат на предвыборную кампанию теряет смысл.
Сформировавшиеся партии, имеющие давнюю политическую историю, располагают всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы решать проблемы асимметрии информации и оппортунистического поведения.
Во-первых, старые политические партии владеют информацией относительно основных групп избирателей, а также имеют материальные ресурсы для отслеживания изменений в настроениях электората.
Во-вторых, партии с продолжительной политической историей обладают имиджем, который выступает сильным эффективным сигналом. Иными словами, доверие со стороны электората к таким политическим партиям гораздо выше. Такое доверие обусловлено тем, что избиратели обладают исторической информацией о том, насколько партия исполняла свою предвыборную программу в предшествующие политические циклы. Кроме того, курс старых политических партий гораздо более стабилен, так как более строгая внутрипартийная дисциплина пресекает возможность оппортунистического поведения.
Таким образом, заключает Кифер на основе своей эконометрической модели, чем меньше возраст политической партии, тем более рациональным для нее становится подкуп голосов избирателей в сравнении с затратами на предвыборную агитацию.
Он отмечает, что возраст политической партии – слишком общая переменная и надеется, что дальнейшие исследования обнаружат более детальные характеристики, влияющие на склонность партии к подкупу голосов избирателей.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!