Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Родители определяют будущее своих детей

Родители определяют будущее своих детей

Социальный и профессиональный статус родителей играет значительную роль в построении карьеры их детьми. Именно с помощью родителей дети получают шанс стать высокооплачиваемыми профессионалами, отметил научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований НИУ ВШЭ Алексей Бессуднов

Влияние социального происхождения на личные достижения человека – одна из наиболее дискуссионных тем в социологии. Исследователи задавались вопросами, насколько успех в жизни и на рынке труда обусловлен личными успехами и успехами родителей, а также размышляли о наличии статистически значимой связи между профессиональным статусом родителей и детей, а также между профессиональным статусом родителей и зарплатой детей. Впрочем, в подавляющем большинстве работ российских авторов влияние родителей на детей рассмотрено лишь с точки зрения дохода, причем доход анализируется в узком временном промежутке (1-2 года). Это довольно сомнительный показатель социального положения, он не дает в полной мере представления о межпоколенческих связях и результатах этих связей.

В своем исследовании «Социальный статус родителей и отдача на образование на рынке труда», Алексей Бессуднов попытался выяснить, как отличается отдача на образование в группах людей с разным социальным происхождением, то есть, как влияет статус родителей на образование, будущую профессию и доход их детей. Доклад был представлен на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ.

В работе Бессуднова статистически анализируются связь между профессиональным статусом детей и родителей и социальное неравенство в отдаче на образование. Используются объединенные данные двенадцати опросов, проводившихся в России с 1991 по 2011 год.

Общий вывод, который делает Бессуднов по результатам исследования, подтверждает гипотезу о наличие связи между социальным и профессиональным статусом родителей и детей. «Существует статистически значимая связь между профессиональным статусом родителей и детей, а также между профессиональным статусом родителей и заработной платой детей», – утверждает Бессуднов. Сила этой связи не меняется в зависимости от года проведения опроса и мало зависит от уровня образования детей.

В то же время, отмечает автор доклада, в постсоветский период средний уровень образования в стране возрос. Если в 1989 году 32% мужчин и 37% женщин в возрасте 30-64 лет имели «корочку» лишь об окончании девяти классов школы, то в 2010 году таких оказалось уже 10% и 7% соответственно. «Пропорция людей с более низкими профессиональными степенями образования также уменьшилась, в то время как доля людей со специализированным вторичным и университетским образованием увеличилась», – отмечает автор доклада. Таким образом, доступ к высшему образованию со временем был облегчен для всех категорий граждан.

То есть, рост доли людей с высшим образованием в последние два десятилетия произошел при небольших изменениях в профессиональной структуре населения. В то же время, массовое распространение высшего образования не повлекло за собой такой же рост профессионалов на рынке труда. Наличия диплома оказалось недостаточно для получения высокооплачиваемого рабочего места. И тут связь детей и родителей вышла на передний план.

Проведенный анализ влияния социального статуса родителей на успешность детей показал: именно для детей с высшим образованием родительский статус оказывается наиболее эффективным. Подкрепленный дипломом, он дает шанс подняться по карьерной лестнице и в итоге получить престижное и высокооплачиваемое рабочее место. Правда, в последние годы влияние статуса родителей на зарплату их детей несколько ослабла. По мнению Бессуднова, это связано со стабилизацией профессиональной структуры и всего рынка труда в 2000-е годы.

«Анализ показал: чем выше социальный статус родителей, тем выше доход детей. При этом эффект родительского социального статуса больше для мужчин, и для детей обоих полов, получивших престижное высшее образование», – резюмирует Бессуднов.

 

8 мая, 2014 г.