По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), за 5 лет – с 2008 по 2013 годы – активная ежедневная аудитория Рунета выросла с 13% до 43%. Потому все более актуальным становится изучение стратегий поведения российских пользователей при онлайн-коммуникации, отметила профессор кафедры интегрированных коммуникаций НИУ ВШЭ Мария Пильгун в докладе «Основные коммуникативные стратегии в российской сетевой среде».
В ходе исследования был проведен опрос 500 респондентов. Данные анализировались с помощью Brand Analуtics – cистемы мониторинга и анализа упоминаний в социальных медиа в режиме реального времени.
В результате проведенного исследования были выделены пять основных стратегий использования онлайн-коммуникации активными российскими пользователями.
1) Информативно-аналитическая стратегия
Ее используют продвинутые пользователи, которые активно применяют весь спектр имеющихся возможностей, сложные сервисы (настройка интерфейса, media-сервисы, рассылки, календари событий, динамическое меню) и новые функции. Технические возможности таким пользователям необходимы для наиболее полного и оперативного получения актуальной информации. Они создают события в социальных сетях, комментируют публикации, оценивают их, пишут личные сообщения и переписываются в чате, пишут «на стене» других пользователей, поздравляют со значимыми датами, отмечают друзей в видеозаписях, на фотографиях. То есть приверженцы такой стратегии успешно используют возможности блогосферы и соцсетей для решения задач в различных сферах: в профессиональной и общественной деятельности, бизнесе, творчестве, в работе со СМИ, в личном общении (для поддержания старых и налаживания новых контактов), для языковой практики.
2) Коммуникатно-гедеонистическая стратегия
Характерна для пользователей с высокой потребностью в общении, для них медиа-пространство – важная форма социальной коммуникации. Они используют технический инструментарий для поддержания статуса коммуникативного активного человека, «тусовщика», светского льва/львицы.
3) Презентативная стратегия
Использование презентативной стратегия предоставляет широкие возможности для поддержания или создания имиджа в медиа-пространстве, который может значительно расходиться или даже быть противопоставлен реальному коммуникативному поведению пользователя.
4) Имитационная стратегия
Ее используют разные типы людей для решения самых разнообразных коммуникативных задач: для получения оперативной ответной реакции, эмоциональной поддержки, а также для замены/имитации офлайн-общения.
5) Потребительская стратегия
Используется для пассивного присутствия пользователя в медиа-пространстве, позволяет получать информацию, отслеживать события.
Российские интернет-пользователи в ходе онлайн-коммуникации часто используют информативно-аналитическую стратегию, говорится в исследовании. «Именно высокая степень владения инструментарием веб-коммуникации рассматривается наиболее активной частью российского общества как основное средство повышения качества жизни и достижения жизненных целей во всех сферах жизнедеятельности – профессиональной, социальной, гражданской, личной», – отмечает Пильгун.
Ориентация в стратегиях онлайн-коммуникации активных российских пользователей, по мнению исследователя, может повысить эффективность контента современных российских медиа, которым приходится трансформировать свою работу в условиях коммуникационной революции.
См. также:
Политическая активность в соцсетях подвергается манипуляциям
«Мобильный» интернет используют любители инноваций
«Вирусный редактор» инфицировал традиционные СМИ
Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и ТВ, революция и контрреволюция
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!