Интернет уже давно стал местом, где пользователи пытаются получить медицинские консультации. Нередко их дают не профессионалы, а друзья в соцсетях или на разнообразных форумах. Между тем, терапия при помощи интернета нередко оборачивается трагедией. Один из самых громких случаев – смерть от пневмонии весной 2011 года младенца, мать которого советовалась по поводу лечения малыша с непрофессионалами – участниками форума родителей. Эти консультации фактически стоили ребенку жизни. Известны истории, как девушки-подростки, участвовавшие в форумах о похудении, подрывали себе здоровье. Дискуссии в соцсетях о том, чем лечить болезни, давно стали привычными.
Онлайн-самолечение не должно оставаться без внимания врачей, отметила Елена Тарасенко в докладе «Doctor 2.0: коммуникационная интервенция врачей в социальных медиа, направленная на повышение качества жизни пациентов и продвижение здорового образа жизни». Все точки над «i» в лечении должны расставлять профессионалы. Роль социальных медиа в здравоохранении – прежде всего посредническая. Это роль площадки для общения врачей и интернет-пользователей.
Исследователь впервые в российской науке проанализировала контент социальных сообществ по повышению качества жизни пациентов, профилактике болезней и самоменеджменту хронических заболеваний в трех основных социальных сетях – «Вконтакте», «Facebook» (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и «Одноклассниках». Также она изучила отношение врачей к возможному вмешательству в околомедицинские форумы.
В каждой из соцсетей было выбрано по шесть сообществ, которые модерировались медиками («Вконтакте» – 250 текстов, «Facebook» (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) – 160 текстов, «Одноклассники» – 115 текстов). С врачами проведены десять экспертных интервью (в Москве и Нижнем Новгороде), изучены результаты дискуссии медиков «А я вычитала в Интернете» в профессиональной социальной сети «Мир врача» (39 отзывов).
В ведущих соцсетях и «Живом журнале» в последние годы множатся сообщества и группы, обсуждающие проблемы здоровья, отметила Тарасенко. При этом здоровый образ жизни в массовом сознании зачастую ассоциируется с диетами и похудением. Так, только в сети «Вконтакте» в декабре 2013 года по ключевому слову «худеть» было найдено около семи тысяч групп и сообществ, а в «Одноклассниках» – почти 1560 групп. В самых многочисленных группах участвуют сотни тысяч человек. «Новый формат массовой коммуникации пациентов между собой в соцсетях, мотивирующий на активное самолечение, в условиях отсутствия оценочных комментариев врачей в социальных медиа порой бывает опасен для здоровья», – отмечает Елена Тарасенко.
Есть, например, сообщества, которые явно способствуют заболеванию анорексией среди молодежи, поскольку призывают к систематическому голоду ради похудения. Одно из них с радикальным названием «В любой непонятной ситуации – худей», в котором состояли сотни тысяч человек, было в итоге закрыто администрацией «Вконтакте», пишет эксперт. Его участники обсуждали, в частности, медпрепараты, в виде побочного эффекта резко снижающие аппетит, небезопасные «диетические» биодобавки и пр. В другом сообществе, не столь многочисленном, был лозунг – достичь веса всего в 40 кг. Итоги такого стремления к «здоровому образу жизни» могут быть трагическими.
Врачи реагируют на подобные форумы, правда, пока недостаточно активно, говорит Тарасенко.
В последние два года медики активизировались в соцсетях «Вконтакте», «Facebook» (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и в «Одноклассниках». Так, например, в соцсети «Вконтакте» действует группа «Консультация врача». Любой человек, вступивший в нее, может создать тему для обсуждения и получить совет специалиста. Естественно, что врачи в соцсетях стараются обратить внимание пациентов на риски околомедицинских сообществ. Пациенты нуждаются в безопасности и достоверности информации, однако социальные медиа не могут этого гарантировать, комментирует Елена Тарасенко.
В целом врачи с пониманием относятся к желанию пациентов больше узнать о своей болезни в интернете, отмечает исследователь. При этом медики стараются корректировать те рецепты, которые участники форумов почерпнули из Всемирной сети. «Провожу с пациентом разбор найденной им информации и его выводов из нее и указываю, где тот ошибся», – таково одно из наиболее показательных высказываний опрошенных врачей.
Нередко врачи пытаются выступить в роли фасилитаторов (модераторов) дискуссий о способах лечения и в итоге направляют беседу в нужное русло.
Врачи частных медцентров в соцсетях весьма активны, что вполне понятно. «Медицинский бизнес рассматривает коммуникацию «врач – пациент» в социальных сетях как активный маркетинговый инструмент продвижения медуслуг», – подчеркивает Тарасенко. Для частной медицины присутствие в соцсетях – явное конкурентное преимущество, поскольку участники группы «становятся лояльными потребителями, получая возможность оперативно узнавать о скидках и акциях на медицинские процедуры», добавляет исследователь.
Пациенты, в свою очередь, используют такие социальные сообщества для связи с врачами и получают информацию о медуслугах.
Одновременно в соцмедиа появляются сообщества, модерируемые врачами государственных центров здоровья, отметила Елена Тарасенко. Такова, например, группа «Здоровый, модный, молодой» в соцсети «Вконтакте». Ее цели – повышение интереса к физкультуре и содействие отказу от вредных привычек.
Но подобных примеров не так много. «Проблема таких сообществ в соцсетях заключается в отсутствии специальных дополнительных знаний у модераторов, позволяющих доносить информацию в более индивидуализированной, динамичной, интерактивной и понятной для пациентов манере», – подчеркивает Елена Тарасенко.
К тому же, чтобы избежать оттока членов сообщества, размещать актуальный контент и осуществлять администрирование сайтами, врачам необходимы дополнительные временные, человеческие и финансовые ресурсы, замечает автор доклада.
Соцсети, ЖЖ, интернет-форумы должны играть роль посредника между врачами и молодежью. Так или иначе, социальные медиа могут способствовать органичному внедрению медицинских профессионалов в привычную среду общения молодежи, делает вывод эксперт. Такая позиция соцсетей и врачей, активно действующих в них, могла бы привести «к значительному улучшению ситуации, связанной с профилактикой заболеваний и продвижением здорового образа жизни», считает Елена Тарасенко.
См. также:
Подростки редко откровенничают в соцсетях
Родителей и детей разделяет масс-культура
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Детство изменилось и требует нового понимания
Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) и Вконтакте мешают друг другу
Рынком фотографии правят социальные сети
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!