Показатели найма выпускников высшей школы снова возрастают после некоторого спада конца «нулевых». Так, если в 2008 году брали на работу вчерашних студентов 43% компаний, то в прошлом году этот показатель достиг почти половины работодателей – 48%, отметила ведущий научный сотрудник Левада-Центра Наталья Бондаренко. При этом компании отнюдь не требуют от молодежи невозможного и не связывают с ее компетенциями завышенных ожиданий. И все же, порой у молодых кадров, по мнению работодателей, не хватает даже самых простых навыков – в первую очередь коммуникативных и организационных.
Статья Натальи Бондаренко «Характер взаимодействия российских компаний и системы высшего образования глазами работодателей», опубликованная в «Вопросах образования» №1 за 2014 год, представляет собой анализ ежегодных опросов руководителей компаний, проводимых в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. В 2013 году в опросе участвовали руководители одной тысячи малых, средних и крупных компаний, представляющих различные отрасли промышленности, строительства, транспорта, связи, деловых услуг и торговли.
Максимальный интерес к выпускникам вузов демонстрируют промышленные компании, предприятия связи и сферы деловых услуг. При этом крупные организации охотнее нанимают молодежь. «Компаний, предоставивших за последний год рабочие места молодым специалистам, в крупном бизнесе более чем в полтора раза больше, чем в среднем, и в 2,5 раза больше, чем в малом», – подчеркивает Наталья Бондаренко.
Профессиональной подготовке молодежи работодатели ставят оценку «хорошо». Из года в год, начиная с 2005 года, компании оценивают профессиональные знания молодежи примерно на четверку по пятибалльной шкале. Степень удовлетворенности профподготовкой молодых кадров складывается из оценок как уже существующих знаний, так и умения осваивать новое.
Российская система вузовской подготовки нередко абсолютизирует теоретические знания – в ущерб практическим, а также во многом опирается на заучивание фактов – вместо умения рассуждать и самому находить решения в нестандартных обстоятельствах, пишет исследователь. Между тем, именно самостоятельное мышление формирует потенциал адаптации к работе и помогает развивать профессиональные качества.
Руководители опрошенных компаний считают, что подготовка молодых специалистов не соответствует современным требованиям: во-первых, с точки зрения умения самостоятельно решать рабочие задачи и инициативности (59% работодателей), во-вторых, с точки зрения навыков планирования и организации рабочего времени (42% работодателей).
В списке наиболее дефицитных навыков чаще обнаруживаются не базовые профессиональные умения, а поведенческие компетенции, отмечает эксперт.
Прежде всего, молодежи, по мнению работодателей, недостает коммуникативных навыков. Речь идет об умении работать в команде и эффективно общаться с клиентами. Нехватку этих навыков отметили 64% работодателей.
Впрочем, еще больше опрошенных – 66% – считают, что нужно прививать молодежи умение работать самостоятельно: решать проблемы, проявлять инициативу, планировать и рационально распределять рабочее время.
Половина работодателей сетует на отсутствие у молодых кадров исполнительских навыков: ответственности за порученную работу, дисциплинированности и обязательности.
И, наконец, 40% опрошенных считают, что молодежи нужно совершенствовать навыки адаптации – умение переучиваться и осваивать новое.
Показательно, что реже всего среди дефицитных упоминаются общеобразовательные навыки (так ответила треть работодателей).
Таблица 1. Профессиональные навыки и качества, которые в первую очередь нужно улучшить специалистам: мнение работодателей (% от числа компаний, сталкивающихся с дефицитом квалификации специалистов)
РОССИЯ 2013 | |
Общие навыки | 56 |
• профильные профессиональные навыки, необходимые для работы в данной должности | 43 |
• общеобразовательные навыки (грамотность, математические навыки, общая культура, базовая компьютерная грамотность, навыки пользования программным обеспечением) | 33 |
Поведенческие навыки | 99 |
• коммуникативные навыки (общение с клиентами; работа в команде, в коллективе, в группе; навыки офисного администрирования) | 64 |
• самостоятельность в работе (самостоятельное решение рабочих проблем, инициативность, навыки планирования и организации своего рабочего времени) | 66 |
• исполнительские навыки (ответственность за порученную работу, дисциплинированность, обязательность) | 50 |
• навыки адаптации (умение переучиваться, осваивать новое) | 40 |
Сколько бы ни жаловались работодатели на недостатки молодых кадров, их сотрудничество только активизируется.
Среди значимых итогов опроса 2013 года Наталья Бондаренко называет не только «расширение найма недавних выпускников вузов, но и возобновление у компаний интереса к сотрудничеству с учреждениями высшего профессионального образования в других формах». Здесь подразумевается участие в организации учебных практик, в ярмарках вакансий, а также обращение в университеты для подготовки специалистов «под заказ». Доля компаний, сотрудничавших с вузами, за последний год выросла с трети до 43%.
Оживление взаимодействия работодателей с университетскими «кузницами кадров» во многом объясняется реформаторскими намерениями компаний. «Активнее всего на сотрудничество с вузами шли работодатели, сталкивающиеся с дефицитом квалификации персонала в связи с модернизацией компании», – поясняет Бондаренко.
См. также:
Бондаренко Н.В. Профессионализм на весах профессионалов. Представления работодателей о выпускниках и характер спроса на кадры
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!