Ценностный подход как основа успешного бизнеса – проблема, особенно актуальная для России, где ценности меняются гораздо медленнее показателей экономики. Существует даже концепция особого пути (так называемая path dependence – зависимость от предшествующего развития), с которого Россия не сможет свернуть, в том числе в силу давно сформированного и устоявшегося менталитета.
Отечественная бизнес-среда с точки зрения системы ценностей неоднородна. Есть бизнесмены, ориентирующиеся на Запад, есть приверженцы традиционной ментальности. Для краткосрочного успеха эта разница, возможно, не играет существенной роли. Однако успех всерьез и надолго предполагает принятие модернизационных ценностей (улучшение человеческого капитала, моральных установок, увеличение значимости свободы, толерантности), которые способствуют новым принципам ведения бизнеса, изменению институтов и внешней среды.
Для менеджеров, бизнесменов, способных вести бизнес в модернизационном ключе, характерны несколько блоков ценностей. В первую очередь, речь идет о самостоятельности, независимости, толерантности, самовыражении. Это общие базовые модернизационные ценности. Во-вторых, именно для представителей бизнес-сообщества необходимым звеном ценностной цепи является стремление достичь определенных результатов, ориентация на успех.
В рамках исследования мы провели опрос слушателей программ MBA (MasterofBusinessAdministration) при трех вузах Москвы (объем выборки – 222 человека), а также серию глубинных интервью с выпускниками этих программ. Респонденты представляли собой срез разных слоев бизнес-сообщества и одновременно были объединены общим признаком – наличием установки на продолжение образования, свидетельствующей о таком важном признаке модернизационного потенциала как открытость к новому.
Результатом исследования стала разработка типологии деловых людей по их базовым и трудовым ценностям с точки зрения модернизации.
В блоке базовых ценностей российских бизнесменов четко просматриваются пять больших кластеров (групп). Это кластеры «гармонии», «достижений», «самостоятельности», «комфорта» и «профессионализма». Разделяющими модернизационные базовые ценности можно считать представителей лишь двух групп («достижений» и «самостоятельности»): у них одновременно присутствуют ценности самовыражения и ориентация на достижения.
Представители кластера «гармонии» также разделяют ценности самовыражения, однако у них отсутствует ориентация на достижения.
В кластере «профессионализма» прослеживается направленность на накопление человеческого капитала, но здесь не разделяют ценностей самовыражения.
Наименее модернизационно ориентированным является кластер «комфорта», там нет ни мотивации на достижения, ни ценностей самовыражения.
Вывод таков, что модернизационным потенциалом по базовым ценностям обладают лишь менее половины представителей бизнес-сообщества.
Анализ трудовых ценностей показал, что у респондентов присутствуют установки не только на увеличение личного дохода, но и на расширение полномочий, готовность жертвовать свободным временем, интересную работу и самостоятельность в профессиональной деятельности.
Здесь так же определились пять кластеров: «свободолюбивые», «консервативные карьеристы», «карьеристы, ориентирующиеся на саморазвитие», «карьеристы, ориентирующиеся на престиж» и «ориентирующиеся на доход и саморазвитие».
Исходя из анализа приоритетов, только три последние группы, составляющие немногим более половины (56%) респондентов, можно отнести к модернизационным.
«Свободолюбивые» придерживаются ценностей самовыражения, однако мотивация на достижения у них полностью отсутствует. «Консервативные карьеристы», хотя в каком-то смысле и нацелены на успех, но совершенно не разделяют модернизационных ценностей.
Ценностные установки на способы достижения успеха в меньшей степени соответствуют задачам модернизации, чем базовые и трудовые ценности, показало исследование. Несмотря на то, что бизнесмены ценят профессионализм, ориентация на непрерывное обучение (а в современных условиях это одна из ключевых установок успешного бизнеса) выражена у них намного слабее. В то же время они придают большое значение характеристикам, способствующим накоплению социального капитала (открытости, благожелательности, лидерским качествам, умению завязывать контакты, понимать точку зрения других, применять нетрадиционные методы решения). А вот готовность к социально ответственному ведению бизнеса в системе ценностей представителей бизнес-сообщества занимает периферийное положение.
Сегодня имеет место ценностный конфликт, связанный с трансформацией установок на достижение успеха. Особенно это касается перспективных групп с точки зрения модернизации (например, слушателей программ МВА). С одной стороны, они понимают значимость этических норм, человеческого капитала и честности, с другой – в текущей российской ситуации приходится часто действовать по другим принципам.
Российскую бизнес-среду сегодня сложно назвать модернизационной. Трансформация ее ценностей во многом связана и определяется спецификой развития российского капитализма. На этапе его формирования устоявшийся ценностный менталитет модифицируется не только под влиянием модернизационных ценностей самовыражения или толерантности, но и ценностей «дикого рынка», «первоначального накопления» – прагматизма, личной выгоды, денег. Этот этап можно рассматривать как переходный. Именно на первом этапе перехода к капитализму (особенно когда преобразования, как в России, чрезвычайно болезненны) общечеловеческие ценности во многом теряют свою значимость.
Безусловно, ценностные установки различаются в зависимости от возраста. Вероятно, во многом они трансформируются в процессе трудовой деятельности. Например, с годами представители бизнеса все реже относят к обязательным принципам ведения бизнеса строгое соблюдение закона, но все чаще – соблюдение деловой этики. Также с возрастом бизнесмены относительно большее значение придают социальному капиталу (накопленным связям, уважению окружающих) и меньше – престижу. С чем это может быть связано? Скорее всего, вместе с опытом осознается несовершенство российского законодательства, а наличие престижного диплома становится менее актуальным.
В последнее время ценностная тема в бизнес-среде приобретает все большую популярность. Крупные компании разрабатывают этические кодексы, где прописывают собственную систему ценностей.
Но выработка корпоративного подхода к теме ценностей сама по себе не означает реального их изменения. Это скорее поверхностный аспект. Например, на ценности самовыражения руководители организаций, скорее всего, не обращают внимания. Напротив, выбор может быть сделан в пользу претендента с менее развитыми модернизационными ценностями – «консервативного карьериста», являющегося по природе лучшим исполнителем.
Тем не менее, многие российские компании (особенно иностранные на территории России) стремятся соответствовать Западу. Предполагается, что введение западных стандартов приведет к изменению ценностного авторитета российского общества. Но глобальная трансформация ценностей – более сложный процесс, способствовать которому могут постепенно меняющиеся взаимодействия между людьми.
*Наталья Соболева, научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!