Высшее образование считается традиционным ресурсом, обеспечивающим подъем по социальной лестнице. Но так сложилось, что в России в 90-е успешными нередко оказывались далеко не самые образованные люди. Приоритетную роль играли социальный капитал и энергия. Под социальным капиталом традиционно понимают социальные связи, взаимодействия между людьми. Его развитие связано с ростом доверия в обществе. Но значение социального капитала наряду с положительной имеет отрицательную коннотацию. Речь идет о ситуациях, когда человек действует, используя наработанные социальные связи, замещающие или компенсирующие образование и опыт, рассказала Елена Авраамова.
Результаты опросов, проведенных в ходе исследования, доказывают, что россияне в своих представлениях о способах достижения успеха (подъема по социальной лестнице и лестнице материального благосостояния) не далеко ушли от периода постсоветских реформ. Чем старше человек, тем он более уверен в том, что успешными становятся люди со связями. Молодежь склонна в большей степени ориентироваться на собственные интеллектуальные ресурсы и личностный потенциал, но и среди молодых сильны установки относительно всемогущей силы связей. Исследование было проведено Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС в 2013 году. Всего в рамках исследования было опрошено 4000 респондентов по репрезентативной всероссийской выборке.
В ходе исследования респондентам задавали вопросы, характеризующие их взгляды на ресурсы и способы достижения успеха. Так большинство из них (63,8%) согласились с утверждением о том, что «на высокооплачиваемую работу берут только по знакомству».
Качеству образования в достижении успеха респонденты отводят самую скромную роль. Только 17% считают, что «обеспеченные люди добиваются успеха за счет хорошего образования». При этом 82% опрошенных с этим не согласны. Лишь каждый третий обладатель университетского диплома уверен, что стал успешным благодаря полученному образованию. «Интересно, что согласие с мнением, что за счет хорошего образования можно добиться успеха, практически никак не зависит от качества полученного образования. Похоже, что факт наличия образования, то есть символическое значение образования, важнее его качества», – отметила Авраамова.
Более половины россиян не верят в эффективность упорного труда – 52,2% респондентов не согласились с тем, что много получают те, кто много работает. Авраамова отметила, что, вероятно, вопрос связи содержания труда, его эффективности, производительности не проблематизирован в общественном сознании в отличие от другого аспекта – источников материального благополучия элиты. «Здесь, как следует из многочисленных опросов, ясно, что в обществе распространено убеждение, что «все состояния нажиты нечестным путем», – заметила исследователь.
Один из ключевых результатов исследования заключается в выявленной разнице во взглядах старшего поколения и молодежи. И речь идет не только о присутствующих в массовом сознании стратегиях успеха, но и оценке различных экономических показателей и перспектив будущего.
Представители молодежной группы, как и следовало ожидать, оказались более оптимистичными. Так, например, положение своего региона проживания, как хорошее оценивают 27% респондентов в возрасте 18-29 лет и только 16,8% в возрасте 60-69 лет.
Примерно такой же расклад по оценке экономического положения семьи. Более глобален возрастной разброс в ожиданиях относительно экономического будущего семьи. Около 40% респондентов в возрасте до 30 лет ожидают улучшения. В возрасте до 40 лет таких уже 27%, до 50 – в районе 15% и только 10% и меньше респондентов в возрасте от 50 лет и старше ожидают позитивных изменений.
Что касается основной темы исследования, то, как заметила Авраамова, понимание чрезвычайной роли социальных связей превалирует во всех возрастных группах. Молодежь от старшего поколения отличается в большей степени тем, что чаще склонна верить в роль личных качеств в достижении успеха. Так с мнением о том, что успеха можно добиться благодаря личным качествам, согласились 28,6% респондентов в возрасте 18-29 лет и 21,8% в возрасте 30-39 лет. Но уже среди тех, кому сорок и более, согласных с таким мнением всего 15-16%.
Однако результаты исследования оставляют открытой тему молодежного оптимизма и ориентации на личностный потенциал и образование в способах достижения успеха. Возможно, как предполагает исследователь, это следствие формирующейся новой системы ценностей и установок, а возможно – неадекватного представления об устойчивости сложившейся институциональной матрицы. «Представляется, что обе гипотезы имеют право на существование», – заметила Авраамова.
В ходе исследования была сконструирована итоговая типология ориентаций респондентов на накопление и реализацию тех или иных ресурсов вертикальной мобильности.
1 тип – ориентация на личные усилия (получение высшего образования, работоспособность, другие личные качества)
2 тип – ориентация на личные усилия и социальные связи
3 тип – ориентация исключительно на социальные связи
Самый массовый тип респондентов, по результатам анализа, тот, для которого характерна ориентация в трудовых и социальных перемещениях исключительно на социальные связи. Это, как следует из выводов исследования, свидетельствует о наличии серьезных дисфункций механизма вертикальной мобильности. «Подобные дисфункции самым серьезным образом влияют на конкурентоспособность национальной экономики, поскольку, не являясь стимулом роста профессионализма и ответственности, воспроизводят непродуктивные модели социально-экономического поведения», – отметила Авраамова.
См. также:
Капитализм порождает одиноких индивидуалистов
Социальные лифты снижают нетерпимость к неравенству
Российские школы не работают на социальный лифт
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!