Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Деньги за лечение врачи считают нормой

Деньги за лечение врачи считают нормой

Пациенты недовольны качеством медицинских услуг, но готовы платить врачам за качественное лечение. Медики, в свою очередь, считают нормой благодарность в виде денег или подарков от своих пациентов, правда грань между такой благодарностью и вымогательством порой очень тонка, выяснили в исследовании главный научный сотрудник Института социологии РАН Алла Чирикова и научный руководитель Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин. Их статья опубликована в новом номере журнала «Мир России»

В последнее десять лет запросы граждан, к качеству медобслуживания существенно возросли, однако реальная практика им зачастую не соответствует. Кроме того, сильную обеспокоенность в обществе, вызывают практики неформальной оплаты услуг врачей.

Исходя из этого, Алла Чирикова и Сергей Шишкин в статье «Взаимодействие врачей и пациентов в современно России: векторы изменений» выделили две основных проблемы в отношениях врача и пациента:

  • проблема выбора/определения содержания лечения;
  • проблема оплаты лечения пациентами.

Опираясь на эмпирические оценки российских врачей, авторы исследования хотели выявить основные направления изменений по этим двум пунктам. Источником данных стала информация, полученная методом глубинных интервью, проведенных в 2012 году в Москве, Калужской и Вологодской областях. Было опрошено 57 человек – это врачи различных специальностей, а также руководители региональных органов управления здравоохранением.

За диагнозом – в интернет

В последние годы в западной научной литературе активно отстаивается так называемая «концепция информированного согласия». Суть ее заключается в том, что врач предоставляет пациенту полную информацию о заболевании и возможных методах лечения, а за пациентом остается право выбора медицинского вмешательства. Даже если мнение пациента отличается от выводов врача, доктор должен поступить в соответствии с решением пациента. Анализ результатов многочисленных эмпирических исследований показывает, что пациенты действительно ждут от врачей большей информации и большего включения в принятие решений, однако врачей, последовательно пытающихся вовлекать пациентов в партнерские отношения, немного, и данных о результативности таких отношений пока не достаточно.

В ходе исследования была сделана попытка определить, применяется ли модель информированного согласия в практике взаимодействия российских врачей и пациентов, и как врачи оценивают ее перспективы. Среди опрошенных врачей большая часть уже имеет опыт применения модели информированного согласия, и, по мнению респондентов, основная масса пациентов вполне «адекватно воспринимает соответствующие действия врачей».

Развитию модели информированного согласия мешает целый ряд препятствий. Прежде всего, она не устраивает пожилое население, которое не может и не хочет брать на себя ответственность за свое здоровье, полагая, что вернуть его можно только благодаря усилиям врача.

Ограничениями в реализации модели информированного согласия является и компетенция самих врачей. Ведь даже медики, являющиеся последовательными сторонниками «партнерских отношений», не всегда уверены, что все члены врачебного сообщества способны выстроить необходимый диалог с пациентом. Более высокую готовность работать на основе партнерства демонстрируют молодые врачи, в то время как у врачей с опытом это получается не столь успешно.

При этом сами врачи признают, что в последние годы, заметно возросла правовая грамотность и общая осведомленность пациентов о своей болезни (главным образом благодаря интернету). Порой пациенты слепо доверяют интернету, а медиков рассматривают как механических исполнителей тех рекомендаций, которые они почерпнули во Всемирной сети, что раздражает специалистов.

В глазах врачей именно пациенты часто выступают провокаторами конфликтов, демонстрируя неоправданно низкий уровень доверия к профессионалам. «Теперь они все знают про свою болезнь через интернет и как бы экзаменуют врача... Но ведь интернет всему не научит... Даже хорошие врачи жалуются на недоверие... Но без доверия трудно работать...», – комментирует ситуацию заведующий урологическим отделением городской больницы. Врачи все чаще сталкиваются с необходимостью убеждать пациентов в целесообразности назначенного лечения и расценивают такие ситуации как результат отсутствия прежнего уважения граждан к медикам.

Журналисты понижают статус врача

Еще одну причину напряженности в отношениях с пациентами врачи видят в завышенных ожиданиях первых. Многие люди думают, что визит к врачу и прием выписанных лекарств должен решить все проблемы со здоровьем. Особенно это относится к молодому и средневозрастному контингенту.

Другая проблема, по версии медиков, кроется в том, что именно врач в глазах пациента является ответственным за всю политику государства в области медицины, в том числе за все организационные и иные недочеты российского здравоохранения. «Больному говорится: вы имеете право на то, на это, на пятое и десятое, а этого на самом деле нет. И крайним в этой ситуации оказывается врач. Это осмысленная политика государства», – уверен заведующий терапевтическим отделением калужской ЦРБ.

У самих медиков тоже немало претензий к государству. Прежде всего – нерешенность кадровой проблемы, плохие материальные условия работы. Небольшое время, отводимое действующими нормами на прием пациента и возросшая бюрократическая отчетность также стали факторами напряженности в их взаимоотношениях с больными.

Многие медики считают, что напряженность в отношениях граждан к медикам нагнетают СМИ, которые преподносят информацию «глубоко не вникая в ситуацию». Журналисты, по версии медиков, снижают авторитет врача и формируют его негативный образ в общественном мнении, что позволяет пациентам вести себя по отношению к врачам «крайне неуважительно».

Что считать взяткой

В возникновении конфликтов врачи – и это вполне предсказуемо – чаще винят пациентов. Между тем, как замечают авторы исследования, недостатком многих врачей является невнимательность при общении с пациентом. Более того, врачи не отрицают того факта, что вымогательство и низкое качество лечения сегодня являются распространенными явлениями.

На рынке медицинских услуг сложилось два типа неформальной оплаты: оплата по тарифу и оплата-благодарность.

Первая предполагает, что пациенту сообщается цена услуги, и он решает, согласен он ее получить или нет. По свидетельствам врачей, зачастую тариф открыто не сообщается пациенту – информация о требуемой сумме передается пациенту другими больными или средним медицинским персоналом. Если пациент заплатит меньше, то его могут попросить доплатить. «Я знаю случаи, когда доктор возвращает конверт пациенту и говорит, – я стою не столько, а намного выше», – сообщил главный врач калужской поликлиники.

Оплата-благодарность производится по инициативе пациента, который определяет ее размеры. Как правило, деньги передаются медицинскому работнику после завершения лечения, но пациент может заплатить и до оказания нужной ему помощи в надежде на более внимательное отношение к себе. По данным последних интервью, врачи без стеснения признают оправданной ситуацию, когда неформальная оплата инициируется пациентом, исходя из его возможностей.

В тоже время все большее число врачей высказывается за ужесточение санкций по отношению к тем медикам, кто назначает цену своей услуги до ее оказания и занимается вымогательством. Инициация неформальной оплаты врачом, носящая императивный характер, должна, по мнению врачей, наказываться строжайшим образом, вплоть до увольнения врача или даже привлечения судебных органов.

Впрочем, некоторые врачи, особенно молодежь, считают, что есть ситуации, когда работа по тарифу оправдана. Например, когда речь идет о высококвалифицированных врачах. «Если у тебя есть имя, то ты имеешь право назначать цену. Ты имеешь право продавать свое имя. Почему кофточки могут стоить такие деньги, а оперативное вмешательство нет?», – убежден 28-летний врач-терапевт одной из московских поликлиник.

Но и оплата-благодарность не так безобидна, считают ученые. Терпимое отношение к ней усложняет получение медицинских услуг пациентами, не способными заплатить. Грань между оплатой-благодарностью и вымогательством не так однозначна, как это предстает в оценках врачей. Полный отказ от неформальных платежей рассматривается врачами лишь в том случае, если государство начнет платить им «достойную зарплату».

См. также:

Врачи должны вмешаться в лечение по интернету
Здравоохранению нужны ресурсы
Врачебная этика – взгляд изнутри
Врачи считают свою профессию свободной, но служат государству
Повышение оплаты труда медиков – с точки зрения врачей

 

Автор текста:Гринкевич Владислав Владимирович,2 июня, 2014 г.