Младший научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Александра Южанинова опровергает общепринятое мнение о том, что надежды подростков по поводу их будущей занятости зависят, прежде всего, от мнения родителей и их культурного уровня. В статье «Ожидания школьников относительно будущей работы», вышедшей в «Вопросах образования», № 1 за 2014 год, она доказывает, что культурный капитал семьи (в частности, богатство домашней библиотеки, доля в ней классики, а также предметы искусства дома у школьника) существенно не влияет на профессиональные притязания школьника.
Базой статьи стали результаты первой волны лонгитюдного исследования, запущенного в 2010 году Институтом развития образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». Почти 3800 учащихся девятых классов были опрошены в конце 2012 года в 41 регионе России. На вопросы о будущей работе детей отвечали и их родители.
В группе ценностей, связанных с будущей работой, были выделены:
При подборе семейных факторов, влияющих на ожидания детей по поводу будущей работы, учитывалось влияние образовательного и профессионального статуса родителей на время принятия школьниками решений относительно карьеры. Момент времени, когда формируется такое решение, зависит от отношения к достижению успеха в жизни, которое у молодых людей из разных слоев общества будет разным. Еще один важный семейный фактор, воздействующий на представления детей о будущей работе, – давление родителей.
По данным исследования, и среди юношей, и среди девушек высока доля тех, кто прислушивается к мнению старших (почти по 40% в каждой подгруппе). Тем не менее, чисто статистически ожидания родителей и детей оказались не связаны. «Вероятно, “для меня важно прислушиваться к мнению” и “я сделаю так, как мне советуют родители” – это два разных пространства: декларируемого и реального поведения школьника», – комментирует Александра Южанинова.
В целом в группу независимых переменных, относящихся к культурному бэкграунду семьи, в работе вошли уровень образования и профессиональный статус отца и матери, объем и состав домашней библиотеки, наличие в доме литературной классикии произведений искусства.
В результате исследования оказалось, что культурный капитал семьи, как ни странно, почти не влияет на ожидания подростков относительно будущей работы, отмечает Александра Южанинова. «Полученный нами результат, а именно – то, что количество книг, наличие сборников классики и предметов искусства дома у школьника не влияет на его профессиональные притязания, противоречит устоявшимся представлениям о значении культурного капитала семьи для профессиональной жизни человека», – признает автор статьи.
Единственная найденная зависимость между культурным статусом семьи и ценностями, приписываемыми школьником будущей работе, выглядит так: при существовании в семье культурных ресурсов подросток с большей вероятностью ориентируется на работу, которая обеспечивает независимость.
Таблица 1. Связь семейных факторов и ожиданий относительного первого места работы
Принадле-жность к группе | Безопа-сность | Эмоци-ональная вовле-ченность | Престиж | Незави-симость | Высокий доход | |
Высшее образование у матери | 0,62 | 1,44 | ||||
Высшее образование у отца | 0,8 | 1,43 | ||||
Высокий профессиональный статус матери | 0,71 | |||||
Высокий профессиональный статус отца | 1,32 | |||||
Дома больше 100 книг | ||||||
Дома есть классическая литература, сборники стихов и предметы искусства | 1,2 | |||||
Ориентация школьника на советы родителей | 0,6 | 1,34 | ||||
% объясненной дсперсии | 10,7 | 7,4 | 14,9 | 4,8 | 7,7 | 12,7 |
Другие взаимосвязи семейных характеристик и ожиданий школьников от будущей работы таковы, перечисляет Александра Южанинова:
Если анализировать ценности будущей работы в восприятии школьников в отрыве от их семейного бэкграунда, то среди этих ценностей, по данным Южаниновой, будут лидировать высокий доход и эмоциональная вовлеченность.
Высокая зарплата – самая ожидаемая характеристика первой трудовой занятости. Свыше половины – 51,8% школьников – отметили эту ценность как предпочтительную.
Эмоциональную вовлеченность считают важной 42% респондентов. Примечательно, что лишь для 25,8% она не имеет большого значения.
Меньше всего девятиклассники озабочены независимостью – возможностью распоряжаться рабочим временем. Лишь 18,4% опрошенных считают это важным.
Доля затруднившихся с ответом о ценностях также довольно велика – примерно треть по каждой номинации. Очевидно, значительная часть девятиклассников просто еще не выбрали будущую специальность и вуз.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос об ожиданиях относительно работы
Параметр | Оценка | Затруднились с ответом | Итого | |||||
1 (наиболее важно) | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 (наименее важно) | |||
Принадлежность к группе | 11,8 | 9,2 | 12,5 | 11,7 | 9,8 | 14,2 | 30,9 | 100 |
Безопасная среда | 7,2 | 13,7 | 13,7 | 13,1 | 11,8 | 7,8 | 32,7 | 100 |
Эмоциональная вовлеченность | 18,7 | 11,2 | 12,1 | 10,5 | 8,2 | 7,1 | 32,2 | 100 |
Престиж | 4,7 | 10,1 | 12,2 | 14,7 | 14,7 | 10,2 | 33,5 | 100 |
Независимость | 3,2 | 7,7 | 7,5 | 10,5 | 15,7 | 21,4 | 34,1 | 100 |
Высокий доход | 27,9 | 15 | 8,9 | 5,8 | 5,5 | 6,6 | 30,3 | 100 |
Большинство родителей ждут от первого места работы своих детей того же, что и сами подростки: в обеих группах самый популярный ответ – высокий доход, самый редкий – независимость. Достойной зарплаты для своих детей ждут 61% родителей. За возможность распоряжаться своим временем проголосовали лишь 12% отцов и матерей.
Для взрослых важно также, чтобы работа их детей была безопасной (34%). Кроме того, они обращают внимание на эмоциональную вовлеченность (50%), сознавая всю значимость добровольного выбора и увлекательности работы.
На ожидания детей относительно будущей работы оказывают существенное влияние личные качества респондентов. Среди них в исследовании особо выделено отношение к учебе. По подсчетам автора статьи, 86% российских школьников нравится учиться. При этом старшеклассники склонны оценивать себя как старательных и целеустремленных. Меньше всего им, по их собственному мнению, свойственны отсутствие веры в свои силы и трудоголизм.
При этом наибольшая «гендерная» разница (в 15%) проявилась в самооценке ориентированности на результат. Юноши считают себя более целеустремленными.
Связь между целеустремленностью и ожиданиями школьников относительно работы выглядит так: если подросток оценивает себя как упорного в достижении цели, а свои интересы считает устойчивыми, то он с большей вероятностью будет искать высокодоходную работу. Упорные в достижении своих целей школьники также больше ориентированы на работу, которая позволит чувствовать эмоциональную вовлеченность в свое дело.
Школьники, которым нравится учиться, скорее всего, будут искать в работе престиж. «Вероятно, им захочется перенести признание, которое они получали от учителей в школе за оценки, в свою взрослую жизнь», – комментирует Александра Южанинова.
Таблица 3. Связь личностных факторов и ожиданий относительно первого места работы
Ценности | Будут важны для тех, кто… | Будут не важны тем,кто… |
Принадлежность к группе | Упорен в достижении целей | Высшее образование у матери, высокий профессиональный статус матери |
Безопасная среда | Высшее образование у отца | |
Эмоциональная вовлеченность | Высшее образование у обоих родителей, упорен в достижении целей | Руководствуется советами родителей |
Престиж | Нравится учиться в школе | |
Независимость | В семье высокий уровень культурного капитала | |
Высокая доходность | Руководствуется советами родителей, высокий профессиональный статус отца, устойчивые интересы |
Любопытно, что упорство в достижении целей отрицательно связано с желанием школьника работать с понимающими коллегами. Вероятно, принадлежность к коллективу для таких респондентов служит, скорее, барьером при выполнении задач в конкурентной среде, полагает автор статьи.
См. также:
Южанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работы
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях
В России меняются традиции внутрисемейной помощи
Семьям с детьми трудно делать сбережения
Родителей и детей разделяет масс-культура
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Детство изменилось и требует нового понимания
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!