Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Подростки самостоятельно выбирают будущую работу

Подростки самостоятельно выбирают будущую работу

Влияние семьи, в том числе ее культурных запросов, на представления школьника о своей будущей работе оказывается существенно слабее, чем воздействие его личных качеств – целеустремленности, упорства и желания учиться. К такому выводу пришла Александра Южанинова в статье, опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования»

Младший научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ Александра Южанинова опровергает общепринятое мнение о том, что надежды подростков по поводу их будущей занятости зависят, прежде всего, от мнения родителей и их культурного уровня. В статье «Ожидания школьников относительно будущей работы», вышедшей в «Вопросах образования», № 1 за 2014 год, она доказывает, что культурный капитал семьи (в частности, богатство домашней библиотеки, доля в ней классики, а также предметы искусства дома у школьника) существенно не влияет на профессиональные притязания школьника.

Базой статьи стали результаты первой волны лонгитюдного исследования, запущенного в 2010 году Институтом развития образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников школ и вузов». Почти 3800 учащихся девятых классов были опрошены в конце 2012 года в 41 регионе России. На вопросы о будущей работе детей отвечали и их родители.

В группе ценностей, связанных с будущей работой, были выделены:

  • высокий доход;
  • эмоциональная вовлеченность («Работа должна захватывать меня эмоционально»);
  • престижность (уважение к этой работе со стороны других людей);
  • принадлежность к группе (возможность общения с другими людьми);
  • независимость (возможность распоряжаться своим временем);
  • безопасная среда (комфорт и спокойствие).

Дети слушают родителей, но решение хотят принять сами

При подборе семейных факторов, влияющих на ожидания детей по поводу будущей работы, учитывалось влияние образовательного и профессионального статуса родителей на время принятия школьниками решений относительно карьеры. Момент времени, когда формируется такое решение, зависит от отношения к достижению успеха в жизни, которое у молодых людей из разных слоев общества будет разным. Еще один важный семейный фактор, воздействующий на представления детей о будущей работе, – давление родителей.

По данным исследования, и среди юношей, и среди девушек высока доля тех, кто прислушивается к мнению старших (почти по 40% в каждой подгруппе). Тем не менее, чисто статистически ожидания родителей и детей оказались не связаны. «Вероятно, “для меня важно прислушиваться к мнению” и “я сделаю так, как мне советуют родители” – это два разных пространства: декларируемого и реального поведения школьника», – комментирует Александра Южанинова.

В целом в группу независимых переменных, относящихся к культурному бэкграунду семьи, в работе вошли уровень образования и профессиональный статус отца и матери, объем и состав домашней библиотеки, наличие в доме литературной классикии произведений искусства.

В результате исследования оказалось, что культурный капитал семьи, как ни странно, почти не влияет на ожидания подростков относительно будущей работы, отмечает Александра Южанинова. «Полученный нами результат, а именно – то, что количество книг, наличие сборников классики и предметов искусства дома у школьника не влияет на его профессиональные притязания, противоречит устоявшимся представлениям о значении культурного капитала семьи для профессиональной жизни человека», – признает автор статьи.

Единственная найденная зависимость между культурным статусом семьи и ценностями, приписываемыми школьником будущей работе, выглядит так: при существовании в семье культурных ресурсов подросток с большей вероятностью ориентируется на работу, которая обеспечивает независимость.

Таблица 1. Связь семейных факторов и ожиданий относительного первого места работы

  Принадле-жность к группе Безопа-сность Эмоци-ональная вовле-ченность Престиж Незави-симость Высокий доход
Высшее образование у матери 0,62   1,44      
Высшее образование у отца   0,8 1,43      
Высокий профессиональный статус матери 0,71          
Высокий профессиональный статус отца           1,32
Дома больше 100 книг            
Дома есть классическая литература, сборники стихов и предметы искусства         1,2  
Ориентация школьника на советы родителей     0,6     1,34
% объясненной дсперсии 10,7 7,4 14,9 4,8 7,7 12,7

Самостоятельные дети хотят интересную работу

Другие взаимосвязи семейных характеристик и ожиданий школьников от будущей работы таковы, перечисляет Александра Южанинова:

  • если у матери подростка есть высшее образование, и она имеет высокий профессиональный статус, то он вряд ли будет ожидать от работы возможности общаться с другими людьми;
  • с наличием высшего образования у отца связано отсутствие у школьников ожидания комфортной работы;
  • если высшее образование есть и у матери, и у отца, но при этом школьник не следует их советам относительно образования и работы, то он, скорее всего, будет ценить в работе эмоциональную вовлеченность и самореализацию;
  • высокий профессиональный статус отца и повышенное внимание школьника к советам родителей формируют у ребенка ожидание высокой зарплаты от первой работы.

Ценность работы измеряется зарплатой и эмоциями

Если анализировать ценности будущей работы в восприятии школьников в отрыве от их семейного бэкграунда, то среди этих ценностей, по данным Южаниновой, будут лидировать высокий доход и эмоциональная вовлеченность.

Высокая зарплата – самая ожидаемая характеристика первой трудовой занятости. Свыше половины – 51,8% школьников – отметили эту ценность как предпочтительную.

Эмоциональную вовлеченность считают важной 42% респондентов. Примечательно, что лишь для 25,8% она не имеет большого значения.

Меньше всего девятиклассники озабочены независимостью – возможностью распоряжаться рабочим временем. Лишь 18,4% опрошенных считают это важным.

Доля затруднившихся с ответом о ценностях также довольно велика – примерно треть по каждой номинации. Очевидно, значительная часть девятиклассников просто еще не выбрали будущую специальность и вуз.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос об ожиданиях относительно работы

Параметр Оценка Затруднились с ответом Итого
1 (наиболее важно) 2 3 4 5 6 (наименее важно)
Принадлежность к группе 11,8 9,2 12,5 11,7 9,8 14,2 30,9 100
Безопасная среда 7,2 13,7 13,7 13,1 11,8 7,8 32,7 100
Эмоциональная вовлеченность 18,7 11,2 12,1 10,5 8,2 7,1 32,2 100
Престиж 4,7 10,1 12,2 14,7 14,7 10,2 33,5 100
Независимость 3,2 7,7 7,5 10,5 15,7 21,4 34,1 100
Высокий доход 27,9 15 8,9 5,8 5,5 6,6 30,3 100

Большинство родителей ждут от первого места работы своих детей того же, что и сами подростки: в обеих группах самый популярный ответ – высокий доход, самый редкий – независимость. Достойной зарплаты для своих детей ждут 61% родителей. За возможность распоряжаться своим временем проголосовали лишь 12% отцов и матерей.

Для взрослых важно также, чтобы работа их детей была безопасной (34%). Кроме того, они обращают внимание на эмоциональную вовлеченность (50%), сознавая всю значимость добровольного выбора и увлекательности работы.

Желание учиться и упорство влияют на представления о работе

На ожидания детей относительно будущей работы оказывают существенное влияние личные качества респондентов. Среди них в исследовании особо выделено отношение к учебе. По подсчетам автора статьи, 86% российских школьников нравится учиться. При этом старшеклассники склонны оценивать себя как старательных и целеустремленных. Меньше всего им, по их собственному мнению, свойственны отсутствие веры в свои силы и трудоголизм.

При этом наибольшая «гендерная» разница (в 15%) проявилась в самооценке ориентированности на результат. Юноши считают себя более целеустремленными.

Связь между целеустремленностью и ожиданиями школьников относительно работы выглядит так: если подросток оценивает себя как упорного в достижении цели, а свои интересы считает устойчивыми, то он с большей вероятностью будет искать высокодоходную работу. Упорные в достижении своих целей школьники также больше ориентированы на работу, которая позволит чувствовать эмоциональную вовлеченность в свое дело.

Школьники, которым нравится учиться, скорее всего, будут искать в работе престиж. «Вероятно, им захочется перенести признание, которое они получали от учителей в школе за оценки, в свою взрослую жизнь», – комментирует Александра Южанинова.

Таблица 3. Связь личностных факторов и ожиданий относительно первого места работы

Ценности Будут важны для тех, кто… Будут не важны тем,кто…
Принадлежность к группе Упорен в достижении целей Высшее образование у матери, высокий профессиональный статус матери
Безопасная среда   Высшее образование у отца
Эмоциональная вовлеченность Высшее образование у обоих родителей, упорен в достижении целей Руководствуется советами родителей
Престиж Нравится учиться в школе  
Независимость В семье высокий уровень культурного капитала  
Высокая доходность Руководствуется советами родителей, высокий профессиональный статус отца, устойчивые интересы  

Любопытно, что упорство в достижении целей отрицательно связано с желанием школьника работать с понимающими коллегами. Вероятно, принадлежность к коллективу для таких респондентов служит, скорее, барьером при выполнении задач в конкурентной среде, полагает автор статьи.

См. также:

Южанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работы
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии
Подростки редко откровенничают в соцсетях
В России меняются традиции внутрисемейной помощи
Семьям с детьми трудно делать сбережения
Родителей и детей разделяет масс-культура
Антишкольные настроения зависят от ближайшего окружения
Детство изменилось и требует нового понимания

 

Автор текста:Соболевская Ольга Вадимовна,17 июня, 2014 г.