Исторически сегмент массовой информации представляет особый интерес государства и является субъектом регулирования на различных уровнях власти, рассказал Илья Кирия в докладе на международной конференции «Аналитические сообщества в консультативных системах принятия политических решений на глобальном и локальном уровнях», прошедшая в НИУ ВШЭ.
Одной из причин такого поведения регулирующих органов является необходимость поддержки, создания и распространения важного, с точки зрения развития общества, контента, который при условии невмешательства не был бы создан. Кроме того, государственное регулирование позволяет отражать спектр мнений в СМИ, защищает информационный плюрализм. Наконец, с помощью регуляции медиа органы власти отсекают социально опасный, экстремистский контент и не допускают его попадания на экраны, страницы газет.
В России существуют свои причины вмешательства органов власти в деятельность медиа, отметил автор доклада. Сложившаяся система реформ (сверху вниз) требует информационной поддержки, которую медиа могут обеспечить только при участии госорганов. Основные инициативы в части создания информационных агентств, развития медиа в России также принадлежат государству.
Сейчас в России за формирование облика медиа отвечают сразу несколько государственных органов: администрация президента, министерство информационных технологий и связи, федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Роскомнадзор, министерство культуры. Кроме того, с регуляторным воздействием на СМИ тесно связана работа государственной монополии ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», оператора эфирной теле- и радиопередающей сети страны, а также функционирование Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании (ВГТРК) и ОАО «Газпром-медиа», большей частью принадлежащих государству.
Докладчик проанализировал историю работы глав данных ведомств. Оказалось, что руководители регуляторных органов чаще всего перемещаются из ведомства в ведомство, в то время как внешний человек с низкой вероятностью может встать у руля органа, занимающегося контролем контента.
Высокий объем государственных инвестиций в отрасль, зависимость от распределения дотаций между СМИ и ведомствами вовлекает игроков медиа-рынка в погоню за бюджетными средствами. В России именно государство является основным игроком в сфере медиа.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!