В девяностые годы в России преобладала социальная и коммерческая реклама безопасного секса, которая призывала использовать презервативы в качестве способа предохранении от нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), включая ВИЧ. Начиная с 2000-х годов, социальная реклама в СМИ практически полностью перешла к риторике «Безопасного секса нет», говорится в докладе Любови Борусяк. Это изменение является зеркалом смены парадигмы взаимодействия государства и населения, считает она. Государство, таким образом, пытается патронировать интимную жизнь граждан.
С начала постсоветского периода в сознание населения вкладывалась простая мысль – использование презервативов препятствует распространению ЗППП и позволяет рожать детей тогда, когда люди этого хотят. Результатом этой деятельности, как отмечает Борусяк, стало сокращение числа абортов в стране в 2,5 раза.
При этом предполагалось, что интимная жизнь граждан – их частное дело, в которое государство не должно вмешиваться. За людьми признавалось быть право хозяевами своего тела и распоряжаться им свободно за исключением опасных и рискованных действий. Борусяк отмечает, что происходило размывание традиционного репрессивного подхода к сексу как к бездуховному удовольствию. Право граждан на планирование своей семьи воспринималось как бесспорное, но предполагалось, что реализация этого права требует специальной подготовки. Поэтому шла разработка программ по планированию семьи, профилактики абортов и предохранения от ЗППП, которая должна была продвигаться в школы.
Смена политического климата в России в нулевые годы скорректировала ситуацию. «Государство, которое стремится позиционировать себя как сильное, в противовес слабому государству 1990-х годов не могло не пытаться распространять свое влияние на граждан в семейной и интимной сфере», – отмечает Борусяк.
Уже с середины 2000-х годов с помощью заказанной государством социальной рекламы в Москве, а затем и других городах началась пропаганда брачной верности и добрачного воздержания под девизом «Безопасного секса нет!». «В самом девизе заложен возврат к идее репрессирования секса, а потому риски, порождаемые сексом, намеренно позиционируются как неизбежные», – считает автор доклада. Планирование семьи в подобном контексте рассматривается как препятствующее росту рождаемости.
Борусяк напомнила, что в Москве рекламная кампания «Безопасного секса нет!» началась в 2005 году, когда было заявлено, что изначально разрешать участвовать в финансировании программ профилактики СПИДа производителям презервативов, было большой ошибкой, поскольку подобная тактика борьбы со СПИДом привела к падению нравов. С тех пор политика становилась все более консервативной. Это, как обращает внимание исследователь, нашло отражение в концепции «Государственной семейной политики РФ на период до 2025 года», где прямо указано, что семья не является частным делом, а цель брака – это «рождение и совместное воспитание трех и более детей»
По данным всероссийских опросов общественного мнения, проведенных «Левада-центром», добрачный секс сейчас считают морально недопустимым лишь 23% россиян (против 29% в 2007 и 42% в 1992 годах). При этом исследователь замечает, что среди молодежи добрачные отношения стали общепринятой нормой. Но это, по ее словам, не означает беспорядочной смены партнеров и отсутствия чувств к ним. В частности, это показал опрос студентов ведущих московских вузов, проведенный Борусяк. В статье, основанной на этом опросе, автор исследования отмечает, что для молодых людей, не состоящих в браке, заниматься сексом – такая же обязательная норма, как получать высшее образование. Однако абсолютное большинство респондентов уверены, что сексом нельзя заниматься «с кем попало», что партнеров должны объединять любовь, привязанность, уважение, а отношения должны быть длительными.
При подготовке доклада Борусяк провела еще один опрос. В качестве респондентов выступили студенты НИУ ВШЭ, будущие специалисты по рекламе и связям с общественностью. Опрос был посвящен отношению молодых людей к рекламным кампаниям (не)безопасного секса. Отвечая на вопросы о том, какая реклама предпочтительнее – контрацепции или воздержания до брака, большинство студентов ответили, что полезнее реклама эффективной контрацепции, поскольку изменение нормы на добрачные сексуальные отношения представляется им маловероятным. При этом практически в каждой анкете, как отмечает исследователь, говорилось о том, что какой бы эффективной эта контрацепция ни была, главное – это чувство ответственности человека перед собой и партнером, эмоциональной близости между людьми, любви, доверии. Случайные и недолговечные связи в качестве нормы участники опроса не рассматривали.
Реклама, продвигающая лозунг «Безопасного секса нет!», не делает молодежь более нравственной. «Сексуальное поведение сегодня является пространством свободы, кардинально изменить существующие тренды не получится», – замечает Борусяк. Однако современная социальная реклама, когда молодым людям внушают, что презерватив не спасет их от инфекций, и расплата обязательно наступит, несет в себе потенциальную опасность. Молодежь может воспринимать подобную рекламу как бессмысленность применения презервативов.
Сегодня ситуация такова, что традиционные СМИ через социальную рекламу продвигают консервативную церковно-государственную идею, что безопасного секса нет. Единственный способ спастись – верность и воздержание. А коммерческая реклама, как отмечает исследователь, через интернет-каналы убеждает молодежь, что можно и нужно получать удовольствие, поскольку безопасный секс существует. «Пока интернет-пространство остается относительно свободным, а целевая аудитория является активными интернет-пользователями, борьба консервативных и прогрессивных подходов будет продолжаться», – резюмирует Борусяк.
См. также:
Нормы морали остаются неизменными
Россия слабо защищена от ВИЧ
Подарочная прелюдия
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!