Борьба с коррупцией – это, по сути, вопрос выживания высшей школы. Испорченная репутация может в итоге уничтожить вуз. В таких условиях университетская администрация должна «перестать думать о самосохранении» и последовательно пресекать фальсификацию результатов экзаменов, плагиат, покупку научных работ и взяточничество. Помочь университетам соблюдать принципы прозрачности должны и общественные организации, в том числе международные, например, ЮНЕСКО или TransparencyInternational. Коррупция на институциональном уровне – финансовые махинации, неуплата налогов, фиктивная аккредитация вузов – должна быть преодолена с помощью внедрения более жесткого законодательства.
Таковы основные тезисы эссе Стивена П. Хейнемана «Как коррупция ставит высшее образование под угрозу», опубликованного в журнале «Международное высшее образование» (весна 2014). Это русскоязычная версия информационного бюллетеня InternationalHigherEducation Бостонского колледжа (США), которая издается НИУ ВШЭ с 2014 года.
Университеты живут в условиях постоянной конкуренции за ресурсы, что, впрочем, никак не оправдывает коррупционных схем работы, подчеркивает профессор Хейнеман. Как бы то ни было, часть вузов, прежде всего слабых, во многих странах все же поддаются искушению коррупцией. Итоги такого поведения университетов плачевны: результаты их научной деятельности и выданные ими дипломы вызывают недоверие. Это, в свою очередь, бьет по инвестициям в сферу высшего образования, отмечает автор статьи.
Главным проявлением коррупции остаются финансовые махинации, начиная от взяток во время вступительных кампаний и заканчивая денежными аферами целых факультетов. «Иногда финансовая система вуза устроена таким образом, что каждый факультет ведет независимую финансовую деятельность, что затрудняет контроль, – поясняет автор эссе. – Так же трудно осуществлять контроль за деятельностью студенческих объединений, которые финансово независимы от администрации вуза».
Другой сравнительно новый феномен – лжеуниверситеты, вузы-однодневки, которые торгуют дипломами.
Псевдовузы, растущие во всех регионах мира как грибы после дождя, отчасти стали следствием развития Всемирной паутины. «Обычно они обещают диплом о высшем образовании в очень короткие сроки и за небольшие деньги, засчитывают кредиты за неакадемическую деятельность, а вместо обычного почтового адреса на их веб-сайтах указан почтовый ящик», – описывает автор исследования типичное поведение таких лжеуниверситетов.
С этим явлением «рифмуются» и фиктивные аккредитационные агентства, которые обещают быструю оценку вуза и бессрочную аккредитацию.
Международные образовательные программы, по словам исследователя, также вызывают вопросы. Они касаются трех аспектов: признания дипломов, привлечения рекрутинговых агентств для увеличения доли иностранных студентов и создания зарубежных образовательных программ вузами с сомнительной репутацией.
Впрочем, плюсов у международного образования, по мысли эксперта, явно больше, чем минусов. Хотя международные образовательные программы и увеличивают коррупционные риски, они, так или иначе, все же служат каналом поддержания международных стандартов, отмечает Хейнеман. Качественные международные программы дают студентам разных стран возможность понять, как работает безупречный университет.
Для привлечения студентов вузы иногда создают легенды о достижениях своих выпускников. Это характерно, прежде всего, для некачественных коммерческих вузов, считает эксперт.
Такие легенды конструируются с помощью целого арсенала запрещенных средств: плагиата, покупки либо скачивания из интернета письменных работ, фальсификации экзаменационных результатов, искажения итогов исследований и пр. Порой высокие оценки оплачиваются деньгами, подарками и услугами, добавляет Хейнеман.
Ответ на этот вопрос зависит от того, какие именно злоупотребления происходят. Существуют два типа коррупции, классифицирует эксперт: институциональная и индивидуальная.
Коррупция на институциональном уровне – финансовые махинации, неуплата налогов, незаконное приобретение товаров и услуг – обычно преодолевается с помощью ужесточения законодательства, напоминает исследователь.
А коррумпированность отдельных работников вузов – плагиат, подтасовка результатов экзаменов и пр. – свидетельствует о пренебрежении профессиональными, да и общечеловеческими, нормами поведения. В этом случае санировать систему нужно самим вузам. «Законодательство не должно предусматривать наказания за нарушение правил, допущенное отдельными студентами или преподавателями», – убежден эксперт. В этом случае нужно руководствоваться кодексами поведения студентов, педагогов и администрации и обращаться в советы по вопросам профессиональной этики.
Этот, казалось бы, очевидный тезис на практике реализуется далеко не всегда. Так или иначе, имеет смысл выстроить единый фронт войны с коррупцией, считает Стивен П.Хейнеман. Тут важен, в том числе, международный опыт. Автор статьи проводит мысль о необходимости помощи вузам со стороны ЮНЕСКО. Эта организация, по мнению эксперта, могла бы помощь странам разработать стратегии совершенствования экзаменационных процедур и поддержания прозрачности вузов. Пригодилось бы и создание своеобразных «судов чести» – структур для рассмотрения жалоб на преподавателей и студентов.
Не стоит забывать и об организациях, помогающих развивающимся странам, полагает эксперт. Рассматривая заявку на очередной проект, они могли бы сделать антикоррупционную составляющую главным критерием для положительной оценки.
Следует присмотреться и к той технологии оценки коррумпированности в государственной и деловой сфере, которую разработала организация TransparencyInternational, пишет исследователь. По его мнению, аналогичные индикаторы можно было бы предложить и для оценки прозрачности высшей школы.
Впрочем, антикоррупционные усилия «сверху» едва ли реализуются без соответствующих действий «снизу», со стороны самого академического социума. Если добросовестность вуза вызывает в обществе хотя бы малейшие сомнения, этому вузу пора срочно заняться собственным «лечением», поскольку фактически урон ему уже нанесен и негативные последствия не за горами.
Именно поэтому ведущие мировые университеты на своих веб-сайтах подробно рассказывают о принятых ими антикоррупционных мерах. В принципе любой вуз, претендующий на достижение мирового уровня, должен сначала построить надежную инфраструктуру, которая обеспечивала бы соблюдение принятых в академическом сообществе этических норм.
Не исключено, что в итоге ректоры и другие представители вузовской администрации будут вынуждены пересмотреть свое кредо. «Они должны перестать обманывать себя и думать о самосохранении, – убежден Стивен П. Хейнеман. – Наоборот, они должны поддерживать принципы прозрачности и вмешиваться в неприятные ситуации».
Если через подобные этические проверки готовы проходить даже ведущие университеты, то и остальным вузам следует развивать эту практику, резюмирует исследователь.
См. также:
Глобализация вузов модернизировала экономику Китая
Вузы США в Азии могут утратить идентичность
Студентам нужна помощь, а не отчисление
Новые технологии изменят университеты
Университет служит инкубатором для среднего класса
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!