Экономический кризис оказал влияние на экономику большинства европейских стран. Население, чей уровень жизни в последние десятилетия рос, столкнулось со сложностями, связанными с изменением ситуации на рынке труда. Многие люди оказались либо без работы, либо вынуждены были искать дополнительные источники доходов. Это не могло не повлиять на гендерные установки, отметила Наталья Соболева в ходе презентации доклада «Гендерные установки в посткризисной Европе» на конференции Лаборатории социокультурных исследований (МНУЛ СКИ) «Социальная психология экономических и культурных изменений» в НИУ ВШЭ.
Известные социологи Рональд Инглхарт и Кристиан Вельцель в своих работах отмечали, что экономические и политические кризисы, коллапсы политических режимов и социальных систем ведут к сдвигу от эмансипационных ценностей к ценностям выживания и к снижению уровня субъективного благополучия, делая жизнь менее безопасной и предсказуемой. В таких условиях, как замечает Соболева, могут усиливаться консервативные взгляды в отношении гендерного равенства.
В ходе исследования были использованы данные опросов Евробарометра за 2011 год, охватывающие 27 европейских стран. Возраст респондентов – 18-65 лет. Индекс гендерных установок в рамках исследования базировался на реакциях респондентов на следующие утверждения:
Особое внимание исследователь уделила уязвимым группам населения – женщинам, одиночкам с детьми и людям с низким уровнем образования. Это те категории, которые наиболее остро почувствовали на себе влияние кризиса.
В работе учитывался эффект как микро-, так и макро- индикаторов, в том числе таких переменных, как изменение ВВП на душу населения, уровня безработицы по сравнению с докризисными показателями и факт потери работы респондентом или его партнером.
Согласно теории модернизации массовые ценности и установки – это явления, которые в рамках государства меняются медленно. А краткосрочные «встряски» на социально экономическом уровне не могут вызвать глобальную ценностную трансформацию. Результаты исследования это подтвердили.
Макропоказатели, демонстрирующие кризисные тенденции, такие как падение ВВП или рост безработицы не влияют значимо в рамках государства на гендерные установки. Речь идет о среднем уровне приверженности идеалам гендерного равенства. «Ценностный переход в Европе имеет достаточно долгую историю и, следовательно, сами ценности имеют достаточно стабильный характер», – заметила Соболева.
Кризис неодинаково повлиял на уровень и качество жизни отдельных социальных групп в разных странах Европы.
Соболева сравнила гендерные установки граждан, относящихся к категории уязвимых слоев (женщины, одиночки с детьми), в разных странах. Оказалось, что представители исследуемых групп, которые столкнулись с большими сложностями на фоне проблем в экономике страны, вызванных кризисом, имеют более консервативные взгляды.
Это заставляет задуматься, поскольку безотносительно кризисной ситуации, в целом, женщины и представители неполных семей с детьми отличаются по сравнению с другими группами эгалитарными (ориентированными на равенство) гендерными установками. Как пояснила исследователь, это связано с тем, что им приходится преодолевать больше трудностей и быть более активными на рынке труда.
Однако, в странах, на экономику которых кризис повлиял сильнее, разрыв между гендерными установками женщин, одиноких родителей и других категорий населения оказался менее выраженным, чем в странах, чья экономика не настолько серьезно пострадала.
Что касается влияния уровня образования, здесь первоначальная гипотеза не подтвердилась. Вопреки ожиданиям в странах, в большей степени пострадавших от кризиса, гендерные установки лиц с невысоким уровнем образования в меньшей степени отличаются от гендерных установок лиц с более высоким уровнем образования. Возможно, это результат того, что кризис повлиял на гендерные установки независимо от уровня образования, предполагает автор исследования.
Финальный вывод таков: люди, которые серьезно ощутили на себе последствия кризиса, имеют тенденцию «откатываться» в сторону консервативных гендерных установок. «Пока ценностные системы находятся в процессе становления и новые модернизационные ценности еще не стали устоявшимися, под воздействием внешних шоков могут иметь место регрессивные ценностные сдвиги», – замечает исследователь. Поэтому в результате кризиса именно ценности уязвимых групп, положение которых пошатнулось сильнее, склонны стать более традиционными.
См. также:
Россиянам на работе не все равно – Он или Она
Слабый пол делает бизнес сильным
Полный текст презентации «Гендерные установки в посткризисной Европе»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!