Избыточное налоговое давление, дефицит спроса, неопределенность экономической ситуации в стране и высокая стоимость банковских кредитов, а также недостаточная обеспеченность предприятий финансовыми, кадровыми и материально-техническими ресурсами – вот основные факторы, ограничивающие деятельность предприятий ключевых секторов российской экономики.
К таким выводам пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета ВШЭ, проанализировав мнения руководителей более 20 тысяч организаций различных секторов экономики (опрос проведен Росстатом).
Степень воздействия негативных факторов на бизнес зависит от отрасли, к которой относится та или иная компания.
Так, например, в I квартале 2014 года дефицит спроса считали основным фактором уязвимости своих организаций 62% руководителей оптовых фирм, 47% руководителей промышленных организаций, 45% руководителей розничных организаций и 39% предпринимателей, оказывающих различные виды услуг.
«Промышленные предприятия работают на пределе спроса. Наиболее заметное проявление этого фактора было зафиксировано на предприятиях, производящих транспортные средства, целлюлозно-бумажную продукцию, машины и оборудование – на него указали около 60% их руководителей», – отмечается в мониторинге ЦКИ.
Экономисты также подчеркивают, что в строительной отрасли к группе спросовых ограничений, кроме «недостатка заказов» относится и «неплатежеспособность заказчиков». В совокупности эти показатели отметила почти половина респондентов (19 и 27% соответственно).
Высокий уровень налогообложения – вторая (после дефицита спроса) ключевая проблема развития бизнеса.
О серьезном негативном воздействии на бизнес избыточного налогового бремени в I квартале 2014 года сообщили 54% руководителей оптовых фирм, 54% руководителей розничных организаций, 40% промышленников, 38% строителей и 37% предпринимателей, оказывающих услуги.
«В рейтинге проблем, лимитирующих розничную торговую деятельность, высокий уровень налогообложения лидировал. А у “оптовиков” максимальное количество упоминаний высокого уровня налогов прослеживалось со стороны руководителей организаций по реализации бытовых электротоваров, радио и телеаппаратуры (65% респондентов), а также парфюмерию и косметику, машины и оборудование, химические продукты (по 62%)», – говорится в исследовании.
Третий дестабилизирующий российский бизнес фактор – недостаток финансовых средств. О нем заявили 43% руководителей оптовых фирм, 40% предпринимателей, оказывающих услуги, 39% промышленников и 28% руководителей розничных организаций.
«С точки зрения большинства руководителей предприятий сферы услуг, именно дефицит финансов не позволял компаниям эффективно развиваться. Предприниматели из остальных обследуемых отраслей экономики также неизменно включали финансовые ограничения в круг приоритетных проблем, осложняющих ведение бизнеса, – отметили эксперты НИУ ВШЭ. – При этом прослеживается определенный рост в годовом интервале негативного влияния этого фактора на функционирование промышленных предприятий, оптовых и сервисных фирм».
В число финансовых ограничений, помимо дефицита собственных средств, входит еще ряд факторов, имеющих важное значение для отдельных видов деятельности. Например, высокие процентные ставки банковских кредитов, сужающие возможности получения организациями заемных средств.
Оценочное суждение руководителей предприятий относительно вопроса о «неопределенности экономической ситуации» стало наиболее субъективной оценкой среди всех факторов, лимитирующих производственную деятельность экономических агентов. Вместе с тем, как выяснили экономисты ЦКИ, именно он оказался главным «тормозом» инвестиционной активности бизнесменов.
«В первой половине 2014 года около трети респондентов, представляющих промышленный сектор экономики, считали, что именно неопределенность сложившейся в стране экономической ситуации тормозит развитие бизнеса. В частности, в апреле текущего года подобного мнения придерживались 33% участников обследования: это почти в два раза меньше, чем в разгар кризиса (около 60% в начале 2009 году), но значительно выше докризисных 20%», – подчеркивается в исследовании.
Таким образом, делают вывод экономисты ЦКИ, треть руководителей крупных и средних промышленных предприятий не понимает сути происходящих в стране экономических процессов или не в состоянии адекватно управлять производством при постоянно меняющихся условиях хозяйствования.
Неблагополучный предпринимательский и инвестиционный климат и частое изменение «правил игры», инициируемое регуляторами всех уровней, снижают горизонт планирования предпринимателей, их мотивацию к проявлению инвестиционных, инновационных и, тем более, модернизационных инициатив. «Часть предпринимателей в сложившихся условиях опасаются делать рискованные ходы по преобразованию своих структур и предпочитают вложения финансовых средств в повышение зарплат и дивидендов, а также вывод полученной прибыли за рубеж до наступления лучшего времени, при котором финансовые средства заработают на российскую экономику», – утверждается в мониторинге.
Оценка факторов, ограничивающих рост промышленного производства
Рисунок 1. Доля организаций от их общего числа, %
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:
К сожалению, за время функционирования новой России была в значительной мере ослаблена, а в некоторых видах экономической деятельности просто утрачена система отраслевого обучения, подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов. Вместе с тем, указанная категория специалистов никуда не делась, только со временем их стало значительно меньше, и они в настоящее время являются штучным товаром на рынке труда. Работая в практически неконкурентной среде, по уровню своей квалификации они законно требуют соответствующего вознаграждения за свой труд. Данные требования являются финансово невыполнимыми для многих предприятий базовых отраслей экономики.
Проблема недостатка квалифицированных кадров может осложниться, если экономика реально начнет переходить на заявленную президентом РФ Владимром Путиным схему импортозамещения, особенно это касается высокотехнологичной продукции. Можно вкладывать триллионы рублей в «оборонку», машиностроение и другие высокотехнологичные отрасли, но «Протоны» будут продолжать падать. Если значительная часть этих средств не будет вложена в человеческий капитал, а только в производство, то эффективность затрат будет крайне мала.
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!