Карьера
Бизнес
Жизнь
Тренды

Работа по специальности помогает студентам лучше учиться

Работа по специальности помогает студентам лучше учиться

Совмещение учебы и работы в ряде случаев может не только не ухудшить, а даже улучшить успеваемость студента. Работа по специальности и обучение в вузе помогают лучше овладеть профессией, а не вступают в конфликт из-за нехватки времени, утверждает младший научный сотрудник департамента исследований и разработок Института образования НИУ ВШЭ Диана Янбарисова в статье, опубликованной в новом номере журнала НИУ ВШЭ «Вопросы образования»

Численность работающих студентов и количество времени, уделяемого ими работе, в последнее время возрастает. Вторичная занятость становится все более распространенной как в странах Европы, так и в России.

Причины этого явления носят комплексный характер. С одной стороны, все большее развитие получают нетрадиционные виды занятости (например, частичная, удаленная работа, работа с гибким графиком), удобные как для студентов – их можно совмещать с учебой, так и для работодателей (работа по контракту, экономия заработной платы). С другой стороны, в современных условиях снижается качество высшего образования, и работодателя больше интересует опыт работы, а не диплом как показатель наличия необходимых для соискателя компетенций. В результате молодые люди стараются начать работать как можно раньше, чтобы к окончанию обучения в вузе накопить хотя бы минимальный опыт.

Диана Янбарисова в статье «Работа во время учебы в вузах Татарстана: влияет ли она на успеваемость?» рассмотрела влияние занятости студентов на их обучение.

В проведенном Янбарисовой исследовании были использованы результаты Мониторинга образовательных и трудовых траекторий учащихся и выпускников школ и вузов, а также опросы студентов четвертых и пятых курсов вузов Татарстана. Были рассмотрены разные типы студенческой занятости (работа на полный день не по специальности, работа на полный день по специальности, неполный рабочий день или подработка по специальности и не по специальности и отсутствие занятости), которые, согласно гипотезе автора исследования, могли по-разному влиять на успеваемость. Чтобы проверить возникшее предположение, был проведен регрессионный анализ влияния различных факторов на самооценку успеваемости. Зависимая переменная «самооценка успеваемости» могла принимать три значения: «учусь удовлетворительно», «учусь хорошо», «получаю высшие баллы по большинству предметов».

Работа по специальности учебе не мешает

Основной вывод, который делает Янбарисова: влияние работы на успеваемость зависит от типа занятости и личности студента. «Для студентов, по-разному совмещающих учебу с работой, характерны разные показатели успеваемости. При прочих равных условиях студенты, работающие по специальности, учатся лучше, чем работающие не по специальности, а иногда и чем неработающие», – утверждает автор статьи.

Оптимальной стратегией совмещения учебы с работой является работа или подработка по специальности неполный день или неполную неделю. В этом случае подработка может быть дополнительным источником знаний, навыков и мотивации к обучению. Работа по специальности при наличии графика, оставляющего время на учебу, может быть показателем заинтересованности студента в получаемом образовании и желания получить дополнительные знания и навыки по специальности. Работа по специальности и обучение в таком случае дополняют друг друга, а не вступают в конфликт из-за нехватки времени: работа становится еще одним каналом обучения, а учеба – способом углубить и расширить необходимые в работе знания, навыки и компетенции.

Хуже всего на успеваемость влияет работа на полный день не по специальности. «Этот тип совмещения учебы с работой негативно влияет на успеваемость. Такая работа отнимает много времени, а отсутствие связи с получаемой в вузе специальностью затрудняет использование получаемого опыта в учебном процессе», – отмечается в статье.

Результаты исследования показали, что наибольшая доля «отличников» – 47,3% – среди тех, кто работает по специальности неполный день. Немного меньше их среди неработающих – 42,1%. Значительно меньше тех, кто получает высшие баллы по большинству предметов, среди тех, кто работает полный день не по специальности, – 24,9%.

Распределение удовлетворительных оценок практически зеркально по отношению к распределению высших баллов. Наибольшая доля «троечников» среди тех, кто трудится полный день не по специальности, на втором месте находятся работающие полный день по специальности. Но с учетом графика труда, работающие по специальности в целом учатся лучше, чем работающие не по специальности.

«Важный результат, полученный в нашем исследовании, заключается в том, что успеваемость неработающих студентов сопоставима с показателями тех, кто работает по специальности», – подчеркнула автор статьи.

Заинтересованность в учебе помогает работе

Анализ опросов студентов также дали возможность установить связь между отношением к учебе, преподавателям и вузу и выбором трудовой деятельности.

Студенты, довольные учебой и сознательно выбравшие вуз и специальность, оказались более мотивированными к занятости по специальности. Так, работающие по специальности (полный и неполный день) чаще, чем студенты из других групп, отмечали в качестве значимого мотива «сильный преподавательский состав» (18% среди работающих полный день, 18,4% среди работающих неполный день, 14,9% в среднем по выборке).

Студенты, работающие неполный день по специальности, чаще, чем студенты из других групп, отмечали мотив «насыщенной социальной жизни и возможности установления новых контактов» (13,9%, в среднем по выборке – 10,4%). Учащиеся, которые работали полный день не по специальности, чаще других отмечали, что выбрали данный вуз, потому что в него поступали их друзья (10,3%, в среднем по выборке – 7,8%). Неработающие студенты чаще работающих указывали, что они поступали в вуз по настоянию родителей (13,2%, в среднем по выборке – 9,9%). Мотив доступной стоимости обучения оказался наиболее значимым для студентов, работающих полный день не по специальности (14,1%, в среднем по выборке – 11%). Самым непопулярным во всех группах оказался мотив безопасной среды (3,6%).

К труду студентов побуждает желание заработать денег. Автор исследования установила связь между материальным положением студента и его графиком работы: чем оно хуже, тем больше часов молодой человек отдает работе. Материальное положение в большей степени связано с графиком работы (работает ли студент полный рабочий день или неполный), чем с соответствием работы получаемой специальности (зависимость статистически незначима), отмечается в статье.

См. также:

Подростки самостоятельно выбирают будущую работу
Южанинова А.В. Ожидания школьников относительно будущей работы
Родители определяют будущее своих детей
Родители нацеливают детей на успех в профессии

 

14 июля, 2014 г.