Рост иммигрантского населения в европейских странах и США привел к многочисленным проблемам, связанным с социальной и культурной интеграцией мигрантов. Несмотря на стремление политиков западных стран, с одной стороны, удовлетворить спрос на рабочую силу, а с другой, создать условия для успешной социальной адаптации иммигрантов, вопрос доверия между носителями чуждой культуры остается актуальным в начале XXI века.
Это касается также России, где растет количество людей, приезжающих из других стран или регионов на временные или постоянные заработки. Так исследования, например, показывают, что между местным населением в Москве и мигрантами, приезжающими из Северного Кавказа высок уровень недоверия, несмотря на общий язык и принадлежность к гражданству одного государства.
Эрик Усланер, автор книг, посвященных, в том числе, социальному капиталу, доверию, неравенству, сегрегации (от лат. segregacio – отделение) на международном семинаре ЛССИ в НИУ ВШЭ представил результаты своего исследования «Разнообразие, сегрегация и доверие». На примере пяти стран – США, Великобритании, Швеции, Канады и Австралии –Усланер доказал, что географическая сегрегация и неравенство ведут к снижению доверия в обществе. Исследователь акцентирует внимание на необходимости развития социальных связей между иммигрантами и коренным населением.
США и Великобритания имеют исторически общую культурную базу, но совершенно разные подходы к иммиграционной политике. Поэтому, с точки зрения сравнительного исследования, эти две страны представляют особый интерес, считает Усланер. Он обращает внимание на то, что США делают ставку на ассимиляцию иммигрантов, а Великобритания, наоборот, на мультикультурализм, предполагающий поддержание культурной идентичности иммигрантов.
Другая важная для сравнения особенность заключается в том, что в США, по сравнению со всеми исследуемыми странами, наиболее высок уровень территориальной сегрегации иммигрантов. Это касается, в первую очередь, афроамериканцев, которые, как замечает исследователь, часто сталкиваются с чрезмерной изоляцией. «У США долгая история расовой сегрегации. Изучая сегрегацию, невозможно не учитывать американский опыт», – говорит Усланер.
В Великобритании ситуация обстоит иначе. Здесь меньший уровень территориальной сегрегации, замечает исследователь. Но это не означает, что люди, принадлежащие к разным расам, часто живут по соседству. Почти 80% местных жителей подтверждают в ходе опросов, что более половины или почти все люди, живущие в пешей доступности, принадлежат к той же этнической группе, что и они сами.
В результате, несмотря на имеющиеся отличия в иммиграционной политике, уровни доверия в обществах (речь идет о доверии к незнакомым людям, чужим, принадлежащим к другим социальным группам) США и Великобритании ненамного отличаются друг от друга. В США самый низкий уровень доверия среди пяти исследуемых стран. Однако в Великобритании, несмотря на меньшую сегрегацию, этот показатель не намного выше.
Бесспорно, территориальная изоляция иммигрантов способствует снижению доверия. Но сегрегация – не единственный фактор, который ведет к этому. Усланер рассматривает также взаимосвязь между социальным неравенством и уровнем доверия. Так США и Великобритания, имеющие низкие уровни доверия, отличаются самыми высокими уровнями неравенства среди населения.
В Швеции, Канаде и Австралии уровень неравенства, по сравнению с США и Великобританией ниже. А уровень доверия в этих странах, наоборот, выше.
Усланер акцентирует внимание на том, что уровень доверия выше среди тех людей, которые придают большое значение собственному образованию. Те же, кто в большей степени идентифицируют себя в качестве представителей определенной этнической группы, склонны меньше доверять другим. В этом плане показателен опыт Канады и Австралии. Азиатские иммигранты в этих странах имеют высокий уровень доверия. Но ни в Канаде, ни в Австралии этот уровень не зависит от проживания по соседству с коренным населением. «Почему?», – задает вопрос Усланер и поясняет, что обе страны проводят жесткую иммиграционную политику. В результате иммигранты здесь могут быть более образованными, чем местные жители. И они приезжают в новую страну уже с определенным уровнем доверия.
В исследовании Усланер делает большой акцент на развитии дружеских связей между представителями разных этнических групп. Автор считает, что это одно из главных условий повышения доверия в обществе. Правда однозначных ответов на то, каким образом должна развиваться межнациональная дружба, исследователь не дает. Так проживание по соседству может способствовать развитию межнациональной дружбы, поскольку образуется благоприятная среда для интеграции. Но искусственно эту среду создать нельзя. Например, если район в США на 30% заселен представителями этнических меньшинств, белый не желает селиться в таком районе, потому что он находит его слишком опасным.
Европейская политика мультикультурализма также вряд ли способствует активному развитию социальных связей между иммигрантским и коренным населением. «Дуальная идентичность ведет к снижению чувства принадлежности к новой стране и к меньшему доверию по отношению к чужим», – поясняет Усланер.
Но даже если межнациональная дружба имеет место быть, вопрос в том, до какой степени она способствует доверию. Так, например, опросы москвичей и кавказских мигрантов, работающих в Москве, свидетельствуют о том, что и те и другие в случае межнациональной дружбы потенциально не склонны доверять друг другу в сложных критических ситуациях, опасаясь предательства.
Усланер констатирует, что развитие социальных связей и доверия – один из серьезнейших вызовов, стоящих перед современным обществом.
См. также:
Ради заработка мигранты жертвуют своими правами
Москвичи и мигранты не понимают друг друга
Мигрантов интересуют только деньги
Жители благополучных стран чаще доверяют незнакомцам
Полный текст презентации «Разнообразие, сегрегация и доверие»
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!