В марте 2014 года по сравнению с февралем 2014 года экспорт товаров возрос на 1,4%, импорт сократился на 2,5%, а положительное сальдо торгового баланса увеличилось на 7,3%.
Таблица 1. Динамика показателей внешней торговли в 2013-2014 годах (в % к предыдущему месяцу)
2013 | 2014 | |||||||||||
Апр | Май | Июн | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек | Янв | Фев | Мар | |
Экспорт | 99,2 | 100,3 | 101,5 | 101,6 | 100,7 | 100,1 | 100 | 100 | 99,2 | 98 | 97,8 | 101,4 |
Импорт | 98,6 | 98,9 | 99,4 | 99,6 | 99,5 | 99,7 | 100,2 | 100,5 | 100,3 | 99,5 | 98,2 | 97,5 |
Сальдо торгового баланса | 100,1 | 102,7 | 104,7 | 104,5 | 102,4 | 100,7 | 99,8 | 99,3 | 97,7 | 96 | 97,2 | 107,3 |
Рост объемов экспорта был обеспечен увеличением физических объемов поставок, что компенсировало снижение контрактных (экспортных) цен. Сводные индексы физического объема и контрактных цен по сопоставимому кругу товаров за рассматриваемый период составили соответственно 1,033 и 0,989.
Увеличение стоимостных объемов экспорта имело место для 9 из 19 товарных групп. Наибольший вклад в прирост стоимостного объема экспорта пришелся на дизельное топливо.
Рост экспорта сдерживался сокращением поставок за рубеж в первую очередь сырой нефти, машин, оборудования и транспортных средств, природного газа.
Таблица 2. Изменения сезонно скорректированных индексов экспорта товаров в марте 2014 года относительно предыдущего месяца, %
Изменение индексов | Удельный вес в общем объеме экспорта, % к итогу | Вклад в валовую величину изменения индекса по группе товаров с ростом (+) или снижением (-) стоимостных объемов экспорта | ||||
стоимостных объемов экспорта | физических объемов экспорта | контрактных экспортных цен | февраль 2014 г | март 2014 г. | ||
Экспорт товаров | 1,4 | |||||
Товарные группы с возросшими объемами экспорта | ||||||
Дизельное топливо | 23,1 | 24,6 | -1,2 | 7,7 | 9,3 | 54,9 |
Прочий экспорт | 2,3 | 17,1 | 17,2 | 11,8 | ||
Топлива жидкие | 3,1 | 6,5 | -3,3 | 9,6 | 9,7 | 9,7 |
Уголь каменный | 10 | 8 | 1,8 | 2,5 | 2,8 | 7,4 |
Прочие нефтепродукты | 5,9 | 2,8 | 3,1 | 4,2 | 4,4 | 6,7 |
Бензин автомобильный | 17 | 22,9 | -4,8 | 0,6 | 0,7 | 3,5 |
Минеральные удобрения | 5 | 6,1 | -1,1 | 1,6 | 1,7 | 2,9 |
Никель необработанный | 8,1 | 9,1 | -0,9 | 0,5 | 0,5 | 1,9 |
Медь рафинированная | 11,7 | 10,9 | 0,8 | 0,3 | 0,3 | 1,2 |
Товарные группы со снизившимися объемами экспорта | ||||||
Нефть сырая | -2,3 | -0,5 | -1,8 | 31,3 | 30,2 | -41 |
Машины, оборудование и транспортные средства | -8,9 | 4,6 | 4,2 | -25,8 | ||
Газ природный | -2,1 | -1,2 | -1 | 12,6 | 12,1 | -14,7 |
Черные металлы | -4,7 | 4,1 | 3,8 | -9,7 | ||
Руды и концентраты железные | -28,4 | -24,4 | -5,2 | 0,5 | 0,4 | -6,9 |
Лесоматериалы необработанные | -3,1 | -2,4 | -0,7 | 0,4 | 0,4 | -0,5 |
Целлюлоза древесная | -5,1 | -2,1 | -3,1 | 0,2 | 0,2 | -0,5 |
Алюминий необработанный | -0,7 | -0,3 | -0,4 | 1,1 | 1,1 | -0,5 |
Каучук синтетический | -1,3 | 3 | -4,2 | 0,4 | 0,4 | -0,3 |
Лесоматериалы обработанные | -0,2 | 0,8 | 0,8 | -0,1 |
В марте 2014 года объем импорта сократился относительно предыдущего месяца на 2,5% за счет уменьшения закупок по всем рассматриваемым товарным позициям, кроме мебели. Наибольший вклад (более 60% валового сокращения) внесли товары, относящиеся к прочему импорту, а также машины, оборудование и транспортные средства (без легковых автомобилей).
Таблица 3. Изменения сезонно скорректированных индексов импорта товаров в марте 2014 года относительно предыдущего месяца, %
Изменение индексов | Удельный вес в общем объеме импорта, % к итогу | Вклад в валовую величину изменения индекса по группе товаров с ростом (+) или снижением (-) стоимостных объемов импорта | ||||
стоимостных объемов импорта | физических объемов импорта | контрактных импортных цен | февраль 2014.г. | март 2014 г. | ||
Импорт товаров | -2,5 | |||||
Товарные группы с возросшими объемами импорта | ||||||
Мебель | 0,3 | 1,2 | 1,2 | 100 | ||
Товарные группы со снизившимися объемами импорта | ||||||
Прочий импорт | -2,1 | 38,2 | 38,3 | -30,5 | ||
Машины, оборудование и транспортные средства (без легковых автомобилей) | -1,7 | 43,8 | 44,1 | -29,7 | ||
Автомобили легковые | -4 | -2,2 | -1,8 | 4,9 | 4,8 | -8,3 |
Лекарственные средства | -5,7 | 3,4 | 3,3 | -8,3 | ||
Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы) | -12,2 | -11,9 | -0,3 | 1,4 | 1,3 | -7,6 |
Одежда | -6,5 | 2,7 | 2,6 | -6,8 | ||
Черные металлы | -4,1 | 1,6 | 1,5 | -2,9 | ||
Алкогольные и безалкогольные напитки | -4,7 | 1,1 | 1,1 | -2 | ||
Рыба свежая и мороженая | -5,9 | -2,7 | -3,2 | 0,7 | 0,7 | -1,7 |
Трубы стальные | -4,9 | -8,5 | 3,9 | 0,4 | 0,4 | -0,9 |
Мясо птицы свежее и мороженое | -6,6 | -10 | 3,8 | 0,2 | 0,2 | -0,7 |
Цитрусовые плоды | -2,7 | -6,3 | 3,9 | 0,5 | 0,5 | -0,6 |
Э. Ф. Баранов – руководитель работы
В. А. Бессонов (заведующий Лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста НИУ ВШЭ) – автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения
Л. П. Посвянская
В.И. Безносик
Помесячная динамика экспорта и импорта товаров (сезонно скорректированные данные), январь 1995 – март 2014, полный набор текстов и графиков
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!