Гигант, который пока не вырвался вперед, – так сейчас нередко определяют мировой статус Индии эксперты (см. статью «Китай и Индия: два гиганта, но не лидера»). Однако у страны есть возможность оправдать самые смелые ожидания, считает сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. Ломоносова Руслан Дмитриев в статье «Индия. Планирование семьи: “сверху” или “снизу”?».
Основа для оптимизма – происходящая в стране стабилизация рождаемости. Индийская репродуктивная политика оказалась почти такой же действенной, как китайская, хотя и значительно мягче ее: в Индии демографические процессы регулируются, скорее, «снизу», чем «сверху», а директивы в этой области, по большей части, заменены рекомендациями. В итоге в ряде штатов Индии суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее число рождений на одну женщину репродуктивного возраста – снизился до двух с небольшим, то есть до уровня замещения поколений, а в некоторых штатах даже опустился до 1,7, что уже напоминает показатели стран Запада. Хотя в Индии есть и штаты с СКР выше трех.
Впрочем, даже из явных региональных демографических диспропорций страна может извлечь пользу и обеспечить себе устойчивое развитие, считает Руслан Дмитриев. Правда, как признает само индийское правительство, это станет возможным при выполнении трех условий: апгрейда здравоохранения и образования, совершенствования компетенций работающего населения и достижения такого уровня экономического роста, который позволил бы обеспечить достойные зарплаты для удовлетворения основных потребностей молодежи.
В Индии численность население стабилизируется, а Китаю грозит депопуляция. Этот тезис отражает преимущество одного азиатского демографического лидера перед другим – Индии перед Китаем.
К середине века Китай столкнется с последствиями своей жесткой демографической политики, подчеркивает Дмитриев. Численность населения Китая, живущего за чертой бедности, достигнет 12,4 млн человек или 0,8% населения страны, приводит эксперт подсчеты ООН (WorldUrbanizationProspects: The 2009 RevisionPopulationDatabase). «Основную их часть будут составлять одинокие старики, проживающие, в основном, в городах. Это результат проводимой вплоть до настоящего времени политики «Одна семья – один ребенок»», – пояснил исследователь. Эта социально-демографическая угроза особенно актуальна в связи с произошедшим в 2012 году урбанистическим переходом, когда количество городского населения Китая превысила численность жителей сельской местности.
В Индии урбанизация, напротив, разворачивается медленнее, что, несомненно, влияет на рождаемость: в городских семьях обычно меньше детей.
Обвальная депопуляция не грозит Индии еще и потому, что в стране сложилась мозаичная ситуация с рождаемостью, несмотря на существование Национальной политики в области народонаселения, отмечает эксперт. В одних штатах Индии число рождений высоко, в других – намного ниже, а их СКР уже почти достиг целевого показателя в 2,1, намеченного Национальной комиссией по народонаселению (NationalCommissiononPopulation; в ее составе – политики, видные врачи, демографы, общественные деятели).
Так или иначе, в Индии на национальном уровне создается некий популяционный и экономический баланс: возможные лакуны в рабочей силе в одних регионах могут быть компенсированы избытком рабочей силы в других регионах. «В тот момент, когда штаты юга Индии начнут испытывать явный дефицит трудовых ресурсов, достаточно многочисленное население штатов севера станет той подушкой безопасности, которая при должном уровне экономического и социального обеспечения сможет гарантировать поступательный характер устойчивого развития потенциального лидера мирового списка наиболее населенных государств», – указывает Дмитриев.
Причем, по сути, именно гибкость и относительная мягкость демографического курса поможет Индии избежать тех проблем, с которыми столкнется Китай. «Учет китайских ошибок демографической политики будет способствовать устойчивому развитию Индии по мере достижения населением страны планки в 1,7 млрд человек во второй половине XXI века, когда Китай уже вступит на путь депопуляции», – подчеркивает Руслан Дмитриев.
Если сравнивать Китай и Индию по экономическим параметрам, то ожидания экспертов в отношении Индии также более оптимистичны, отмечает Дмитриев. К 2050 году все жители Индии будут иметь суточный доход выше официально установленного на международном уровне прожиточного минимума (сейчас – $1,25), цитирует экспертов автор статьи (см. Hillebrand E. Poverty, growth, and inequality over the next 50 years // FAO Expert meeting on How to Feed the World in 2050, Rome, 24-26 June 2009). Да и проблема снижения численности трудоспособного населения не будет для Индии определяющей, по меньшей мере, до середины столетия.
В то же время ясно, что индийская экономика развивается медленнее китайской. Однако многое здесь зависит от трудовых ресурсов. «В этой связи на первый план для Индии выходит необходимость перехода количества в качество, то есть максимально эффективное использование накопленного страной человеческого потенциала», – подчеркивает Дмитриев. Постепенный спад рождаемости и повышение продолжительности жизни в стране приведут к увеличению доли пожилых людей, экономическое и социальное благополучие которых будет зависеть, в первую очередь, «от степени интенсификации общественного производства», пишет исследователь.
Впрочем, тема статьи – скорее, демография Индии, чем экономика. Автор подробно рассматривает положения демографической политики, принятые как на общенациональном, так и на региональном уровне.
2000-й год стал рубежным для Индии – численность населения страны превысила 1 млрд человек, что означало колоссальное давление на природные, экономические и социальные объекты. В итоге была осознана необходимость масштабных мер контроля рождаемости. Тогда и была создана Национальная комиссия по народонаселению и сформулирована политика в этой области, которая затрагивала как саму репродукцию, так и здоровье матерей и детей, брачный возраст и образование молодежи. Автор статьи приводит основные ориентиры этого курса, реализация которых была намечена на 2010 год:
Большинство из этих положений повторялись, а порой и предвосхищались в региональных демографических программах, уточняет эксперт. Ряд штатов даже прописывал «воспитательные» меры для нарушителей правил.
Так, в штате Раджастхан, где был один из самых высоких СКР в стране – 4,2 (2001 год), люди, вступавшие в брак до установленного штатом возраста, лишались возможности избираться в органы власти. В другом штате, Мадхья-Прадеш (СКР в 2001 году – 3,9), те же ограничения касались людей, у которых больше двух детей. Кстати, этот штат, осознавая все последствия неконтролируемой рождаемости, предложил наиболее обширную и гибкую демографическую программу.
Рисунок 1. Публикация материалов региональной политики в области народонаселения в Индии, 2012 год
Источник: статья Дмитриева Р.В. Региональная демографическая политика в Индии: достигнуты ли поставленные цели? Журнал «Демоскоп Weekly», № 543-544 за 2013 год.
Женскую стерилизацию в регионах Индии заменяют мужской. Такой подход в середине 1970-х был избран на общенациональном уровне – его проводил Санджай Ганди, младший сын находившейся в то время у власти Индиры Ганди (тогда он рассматривался как ее преемник). Но такая политика действовала недолго. И до сих пор в более чем 90% случаев стерилизуют женщин. Исключение здесь – штаты Мадхья-Прадеш и Гоа, которые поставили задачу увеличить долю мужских стерилизаций до 20%.
Кстати, в том же штате Мадхья-Прадеш для женщин был установлен минимальный возраст рождения первенца – 21 год, а также интервал между первым и вторым ребенком – в три года. Любопытно, что программа штата включала и услуги по планированию семьи для бесплодных пар. Наконец, региональный документ предполагал и разнообразие демографической политики – в зависимости от территориальных различий в уровнях смертности и рождаемости (тут были предусмотрены разные сценарии), отмечает Руслан Дмитриев. В итоге штату удалось снизить СКР (с 3,9 в 2001 году до 3,1 в 2011 году), хотя она до сих пор высока по сравнению с другими штатами.
Пример многих регионов показывает, что демографический курс Индии воплотился пока лишь частично, пишет автор статьи.
Большинство штатов еще так и не выполнили национальные, да и региональные ориентиры по возрасту вступления в брак и по рождаемости. И, напротив, кампании по снижению смертности и внедрению современных методов контрацепции оказались в большинстве штатов удачными.
В целом более половины общегосударственных демографических положений смогли реализовать лишь два штата – Гоа и Махараштра (запад страны, рисунок 1). Это демографические «хорошисты», что отчасти объясняется уровнем развития этих регионов. Тут сказался немалый экономический потенциал Мумбаи – административного центра штата Махараштра и крупнейшего по численности населения города страны. В Гоа СКР составил в 2011 году 1,5, в Махараштре – 1,8, уточняет Руслан Дмитриев. Аналогичные результаты и у штатов Андхра-Прадеш и Карнатака. Все четыре штата относятся к наиболее развитым.
К демографическим «отличникам» эксперт относит штаты Тамилнад и Керала. Эти южные штаты еще до намеченной даты (2010 год) решили большинство задач государственной демографической политики. Для их населения характерен один из самых низких суммарных коэффициентов рождаемости (1,6-1,7), коэффициентов младенческой и материнской смертности, самый высокий средний возраст вступления девушек в брак, поясняет исследователь. Достижение еще более впечатляющих показателей в ходе реализации политики по здоровьесбережению и благосостоянию семьи в Тамилнаде к 2017 году представляется Дмитриеву вполне реальным.
В целом, заключает эксперт, большинство штатов, принявших собственную программу в области народонаселения, очевидно, продолжат ее реализацию. С учетом экономических перспектив Индии, иного выхода у них просто нет.
См. также:
Китай и Индия: два гиганта, но не лидера
Человечество выбирает низкую рождаемость
Низкая рождаемость разрушает отношения отцов и детей
Семья уменьшается и меняет облик
Нормы морали остаются неизменными
«Дети из пробирки» меняют представления о родстве
Институт семьи стремится к неформальности
Мировой экономике не хватает роста
В подписке — дайджест статей и видеолекций, анонсы мероприятий, данные исследований. Обещаем, что будем бережно относиться к вашему времени и присылать материалы раз в месяц.
Спасибо за подписку!
Что-то пошло не так!